Петр Ильич Чайковский — один из композиторов, чье музыкальное наследие вошло в золотой фонд классической музыки мира. Русский композитор являлся ярким представителем романтизма в музыке и активно развивал психологизм в данном искусстве, то есть изучал жизненные противоречивые явления, влияние музыки на человека и то, как такие непростые явления можно отобразить в музыке.
Композиция «Детского альбома»
В альбом входит 24 пьесы для фортепиано. Исследователи творчества Петра Ильича Чайковского и в целом мировой истории музыки говорят о том, что данный альбом наряду с сочинениями Дебюсси, Равеля, Шумана, Грига и т.д. стал важной составляющей золотого фонда музыки для детей и положил своеобразное начало для написания подобной музыки в принципе.
На обложке альбома находится название «24 легких пьесы», так как произведения настолько просты в исполнении и прочтении, что даже дети с минимальной подготовкой в состоянии самостоятельно сыграть их.
В целом, эти 24 пьески создают целый день ребенка, начиная с утренней молитвы, последующих игр и наблюдений, которые каждый день делает любой ребенок, и заканчивая вечерним стоянием в церкви. Кстати, первое и последнее произведение цикла, носящиеся название «Утренняя молитва» и «В церкви» были переименованы в советских изданиях на «Утреннее размышление» и «Хор» соответственно, это было связано с политикой того времени.
Такой взгляд на цикл — день ребенка, описанный в музыке, имеет большинство мнений исследователей и критиков, однако есть и второй подход к пониманию смысла альбома. Так как «Детский альбом» был написан в сложный период жизни самого композитора, а некоторые песни и танцы имеют довольно грустное и порой даже трагичное звучание, то часть исследователей говорят о том, что цикл — это целая жизнь человека: от его рождения, постепенного взросления, с описанием трудностей и радостей всей жизни и логичным окончанием жизни — принятием жизни такой, какой она дана каждому человеку.
Вообще, для осуществления обоих замыслов у цикла есть определенная последовательность произведений, содержащихся в нем, иначе логика может быть нарушена, а содержание прочитано, понято слушателем и исполнителем неверно. Однако, даже сам автор не придавал серьезного значения порядку некоторых пьес в середине альбома. Это можно проследить по тому, что рукописный вариант альбома и выпущенным под руководством автора отличаются.
Простота звучания, понимания и исполнения цикла достигнута наполненностью фольклорных звучаний и мелодичностью.
История создания «Детского альбома»
Написан альбом был в 1878 году, еще в феврале того года он писал, что имеет желание создать подобный цикл, сравнивая свой замысел с «Альбомом для юношества» композитора Шумана. Уже в мае 1878 года произведение окончено и готово к выпуску.
Этот год был непростым для самого композитора, так как не столько давно Петр Ильич женился на студентке Антонине Милюковой, которая к тому же являлась глубокой поклонницей творчества музыканта. Но по какой-то причине семейная жизнь не заладилась на столько, что Петр Ильич уезжает заграницу на полгода, а позже были найдены записи, в которых композитор пишет о возможности самоубийства из-за неудачной женитьбы.
Там, за границей, Чайковский и создает «Детский альбом». Кто же вдохновил автора на написание такого цикла, ведь своих детей у композитора не было.
У Чайковского была сестра, в семье которой было целых 7 детей, которые соответственно для Чайковского были племянниками. Сестра, Александра Ильинична Давыдова, жила за городом, куда часто приезжал и сам Чайковский, там он целые дни проводил с племянниками, наблюдал за их бурной деятельностью, слушал рассказы и впечатления от некоторых событий в жизни. Вероятно, именно это общение и вдохновило чуть позже композитора на написание «Детского альбома». Это подтверждает и тот факт, что посвящен цикл Володе Давыдову — одному из племянников музыканта.
Именно Володе впоследствии Петр Ильич Чайковский оставит большую часть наследства и право распоряжаться музыкальными произведениями его авторства на свое усмотрение, так как с этим молодым человеком композитора связывают долгие годы общения в период юношества и зрелой жизни Володи.