Алексей Никанорович Комаров заслужил славу одного из лучших художников — анималистов. Книги знаменитых писателей-натуралистов украшают иллюстрации А. Н. Комарова. Художник работал, в основном, в технике книжной графики и создавал иллюстрации к детским книгам о животных. Государственный Дарвиновский музей в Москве по праву гордится работами живописца.
Комаров сотрудничал также с периодическими изданиями. Журнал «Мурзилка», «Охота и охотничье хозяйство», научные работы, книга профессора Шнитникова «Звери и птицы нашей страны», «Атлас промысловых зверей и птиц» и многие другие издания украшают работы А. Н. Комарова.
Родился художник 14 октября 1879 года в Тульской губернии. С детства Алексей увлекался живописью. Главной темой его работ были животные и птицы, жизнь которых он наблюдал в природе и зоологическом саду. С малых лет любимым его занятием была лепка фигурок животных.
Обучаясь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, одаренный юноша посещал студию А. С. Степанова, известного в то время мастера анималистических картин. Наставник оказал большое влияние на выбор Алексеем любимого жанра живописи – анимализма.
Художник был настолько увлечен жизнью животных нашей страны, что неоднократно принимал участие в зоологических экспедициях. А. Н. Комаров подолгу наблюдал за повадками лесных обитателей, и эти наблюдения легли в основу его полотен.
Все животные, которых изображает А. Н. Комаров, выглядят, как живые: лоси, волки, собаки, различные птицы. Иллюстрации детских книг настолько правдоподобны, что малышам хочется дотронуться до изображения персонажей, написанных художником.
Самой известной всем россиянам картиной А. Н. Комарова является «Наводнение».
С 1936 года художник жил в деревне Пески, недалеко от Коломны, и имел возможность находиться близко к природе. Принимая участие в экспедициях по изучению фауны, А. Н. Комаров наблюдал различные явления природы. Приходилось видеть ранней весной и бурное половодье. Лед на водоемах начинает стремительно таять от яркого солнца, и речки выходят из берегов. Радость весны омрачается страшной бедой – наводнением. Вешние воды заполняют все вокруг, они захватывают все большую территорию. Лесным обитателям негде укрыться от надвигающегося бедствия. Многие из них гибнут.
В 1952 году художник под впечатлением увиденного в лесу половодья написал картину «Наводнение». С тех пор эта работа стала хрестоматийной.
На полотне изображена вода, бегущая стремительным бурлящим потоком. В центре стихии — ствол дерева с веткой, за которую удалось уцепиться испуганному зайчишке. Заяц, сжавшись в маленький лохматый комочек, цепляется за сук, как за единственное спасение. Шерстка зайца мокрая, она встала дыбом от ужаса. Огромные глаза смотрят на воду с ожиданием чего-то еще более страшного. Вода подошла уже так близко в ветке, что вот-вот поднимется еще выше. А до берега далеко…
Беда, которая настигла бедного зайчишку, трогает зрителей до глубины души. У картины только два героя – бурная жестокая водная стихия и маленький беспомощный зайчик. Что ждет его впереди? Придет ли к невинному существу спасение? Сможет ли он выбраться на твердую землю и найти себе пропитание? Да и останется ли что-нибудь на этой земле после такого сильного наводнения?
О многом приходится задуматься зрителю: о жестокости мира, о законах природы, которая мстит человеку и животным за равнодушное отношение к ее законам.
Конечно, каждому зрителю хочется, чтобы на картине появился добрый дед Мазай и спас лесного жителя. Но не случайно автор не дает ответа на вопрос: сможет ли бедный зайка удержаться на ветке? Художник своей работой заставляет сопереживать делать выводы. Лесным зверюшкам не просто жить в дикой природе и подчас приходится обходиться своими силами, не дожидаясь помощи. Выжить могут только самые сильные, хитрые и ловкие. Такова реальность этого мира.
Картина производит очень сильное впечатление и эмоциональное воздействие на зрителя. Не случайно репродукцию именно этого произведения помещают в учебники для выполнения задания по написанию сочинения по картине. У ребенка открывается широкий простор для творчества и полета фантазии при выполнении этой работы. Задача педагогов и родителей – всего лишь подтолкнуть детей к последовательному изложению мыслей.
Я очень люблю эту картину, написала по нему произведение, я сама художник, люблю вдохновлятся Комаровым.
*по ней