Ироничный факт: первоначально художник Федор Решетников планировал писать картину вовсе не о двоечнике-неудачнике, а об отличнике, успеху которого радуются его родственники. В поиске вдохновения и натуры художник посетил урок в настоящей школе — и в процессе наблюдения за учениками отметил, что реакция детей и преподавателя на оценку «неудовлетворительно» куда выразительнее, чем на стандартные «пятерки» и «четверки» от примерных отличников и хорошистов. Правильные ответы и высокие оценки воспринимались как должное, тогда как неудача вызывала у отвечающего стыд, у его товарищей — сопереживание, у учителя — осуждение, а у остальных — интерес.
Решетников начал продумывать сюжет и композицию картины. Для начала следовало найти прототип главного персонажа. Художник обратил внимание на сына своего бывшего соседа, небезызвестного авангардиста Густава Клуциса, который стоял у истоков техники цветного фотомонтажа. Ко времени написания картины мальчик уже более десяти лет как был сиротой — его отец был расстрелян еще в 1938 году. Кстати, интерьером выступила бывшая квартира Клуцисов, в которой к тому времени жил сам Решетников.
Но первые наброски сюжета были далеки от камерной домашней атмосферы. Как социалист, художник в своих работах стремился поддержать систему и осудить того, кто от нее уклоняется. Поэтому на первоначальном эскизе был изображен пристыженный ученик, осуждаемый своими одноклассниками и преподавателем — как на партийном собрании. Однако в судьбу знаменитой картины, сама того не подозревая, внесла свои коррективы дочь художника: как несложно догадаться, однажды она пришла домой с «двойкой» в дневнике. Стал ли ругать ее отец или нет, неизвестно, но он точно был вдохновлен эмоциями и девочки, и всех домочадцев. Сюжет и персонажи уже готовой картины изменились: места преподавателя и учеников заняли ближайшие родственники, а антураж сменился с сурового кабинета на домашнюю атмосферу.
Несмотря на то что картина написана в прямолинейном реалистичном стиле, в ней не обошлось без любопытных и тонких деталей. Мало кто обращает внимание на календарь на стене, справа от головы мальчика. Это «картина в картине»: Решетников изобразил свою работу «Прибыл на каникулы» в миниатюре. Этот рисунок играет роль идеальной альтернативной реальности — с радостным отличником, приехавшим на заслуженный отдых к бабушке с дедушкой.
Сложнее всего в работе художнику пришлось с собакой, играющей в сюжете далеко не последнюю роль. Используя ее образ, Решетников словно подчеркивает гиперболизированную реакцию родственников на плохую оценку. Мать мальчика в трагической печали, взгляд старшей сестры-отличницы полон осуждения, младший брат будто смеется над двоечником — и лишь собаке безразлично, что у ее хозяина в табеле: она просто искренне рада его видеть. Именно эту реакцию запечатлеть было сложнее всего: как известно, животные — довольно капризные натурщики, и четвероногая модель напрочь отказывалась позировать стоя, пока художник не догадался использовать колбасу. Собака тянулась к ней, вставая на задние лапы и опираясь передними на мальчика, и образовывала нужный силуэт. По одной из версий, животное писал не Решетников, а Аркадий Пластов, известный советский живописец и приятель художника. Возможно, придумывать трюк с колбасой пришлось именно ему.
«Опять двойка» стала второй картиной из трилогии истории про школьника. Первой работой числится вышеупомянутая «Прибыл на каникулы», а завершает цикл логичная «Переэкзаменовка» — с тем же героем, который теперь не может присоединиться к веселым играм своих друзей на свежем воздухе, так как вынужден усердно заниматься, чтобы пересдать предмет. Кстати, и в этой картине Решетников использовал свой ставший знаковым прием: на стене можно заметить мини-репродукцию работы «Опять двойка», которая словно напоминает несчастному мальчику о его прошлых неудачах и причине пересдачи экзаменов.
Картина Федора Решетникова до сих пор является одним из ярчайших примеров социалистического реализма и все так же поражает посетителей Третьяковской галереи своим неординарным живым сюжетом и тонко переданными эмоциями.