Часто попадая в нелепую и даже смешную ситуацию, человек на автомате произносит: «Ну вот, картина Репина «Приплыли». Многие повторяют эти слова в полной уверенности, что у Ильи Ефимовича действительно есть такая, очень известная картина. Говорим уверенно, нет такого шедевра у Репина. Однако это не значит, что картина, зацепившая многих своим названием и сюжетом, на самом деле не существует. Она есть, но приложил к ней свою бойкую кисть другой живописец.
Автора!
Автором является сегодня почти забытый художник из Воронежа конца 19-начала 20 в. Лев Григорьевич Соловьев (1839-1919). Это его творение стало частью русского фольклора. А Репин тут совсем не при чем. Почему приписали ему? Возможно из-за того, что был он очень известен, и не только в интеллигентных кругах, но даже и среди крестьян и мещан.
Полотно, о котором идет речь, называется в оригинале «Монахи. Не туда заехали». Точный год создания неизвестен, но доподлинно то, что художник работал над ним в 70-х годах 18 столетия. Была картина размещена в Сумском художественном музее. По соседству с ней демонстрировались полотна Репина, что ввело многих неискушенных посетителей в заблуждение насчет авторства. Однако именно эта ошибка зрителей можно сказать обессмертила картину малоизвестного художника.
Получила работа и дополнительное, неофициальное название «Приплыли». Видимо сюжет настолько развеселил зрителей, что не могли они оставить столь длинное первоначальное, а наградили коротким и емким словом, рисующим патовую ситуации и по сей день.
О сюжете
Что же в композиции такого, что вызвало в людях столь живой интерес? В основе сюжета обычная на первый взгляд сцена купания женщин. Многие художники использовали это в своих произведениях. Только Соловьев показал все чуть иначе, весело и с легкой насмешкой. Итак, прекрасный пологий берег реки. Несколько женщин и девушек в простых одеждах пришли искупаться. Некоторые сидят на травке, играют с детьми, другие спокойно раздеваются, готовясь окунуться в чистую воду.
Стесняться некого. Кроме них рядом только спокойные перекаты волн, шум реки и пение птиц. Нагие крестьянки прекрасны. Их свежие тела под лучами солнца сияют. Вот наиболее смелые обнаженные сходят с бережка прямо в волны.
И тут — встреча! Прямо на них выносит лодку с монахами. Как будто хитрая река решила подшутить над строгими пассажирами судна. Ни одна из сторон не ожидала встречи. Нагие, похожие на греческих богинь крестьянки и монашествующие в своих темных одеждах. Все застыли в разных позах изумления. Юный инок как держал весло, так с ним и остался. он не знает. как себя вести. Возможно, что и обнаженное женское тело он видит первый раз в своей праведной жизни. На его лице противоречивые чувства. Пожилой монах добродушно прячет улыбку. Он многое повидал на своем веку и такую встречу воспринял с долей юмора.
Купальщицы тоже по-разному отнеслись к такому внезапному явлению мужчин из ниоткуда. Кто-то смущенно опускает глаза. Маленькая девочка не в силах скрыть смех, отворачивается, чтобы никого не обидеть. Женщина повзрослей сидит молча на берегу, ожидая, чем все это завершится. А обнаженная красавица чуть склонилась и хочет как можно быстрее спрятать свою красоту под домотканой рубахой.
Художник мастерски подал эмоции и заразил ими своего зрителя.
Вот так интересно обыгранный сюжет незамысловатой казалось бы картины через столетия пронесли и напомнили имя своего настоящего создателя, Льва Соловьева. О нем мало известно, но говорят был он человеком скромным, любил свое дело, часто философствовал и размышлял, наблюдая за жизнью, кипящей вокруг него.
Художник из Воронежа писал портреты простых людей, изображал быт и обычную жизнь, что со временем приобретает большую ценность для историков и писателей. К сожалению, сохранилось мало его работ:
- пара картин (хранятся в г. Острогожск);
- этюды (Русский музей);
- «Сапожники» (Третьяковская галерея).