Петр Кончаловский — художник, который прославился благодаря своим картинам, на которых изображена сирень — в вазе, горшке, корзине, фиолетовая, белая, розовая, со множеством цветов и оттенков. Это растение было любимым цветком Кончаловского, именно поэтому он в большинстве писал на полотне только сирень.
Одной из картин, которые сделали художника известным — “Сирень в корзине”. Другое название этого шедевра — “Героическая”. Почему художник посчитал сирень героической, в чем заключается ее подвиг? Кончаловский писал с натуры, не изображая на своих картинах при этом глав пролетарского мира.
Стоит подробнее вчитаться в биографию художника. Кончаловский приобрел большой дом для своей будущей семьи в Буграх, и именно там и была написана эта картина. Во время голода, репрессий, издевательств, постоянных доносов даже на самых родных отвлечение на любимое дело — единственный способ остаться уравновешенным человеком. Так в чем же “героичность”, в чем подвиг веток сирени, которые поместили в корзину?
Давайте детальнее рассмотрим картину. Буйство красочных тонов, яркие краски и от того наяву ощутимый приятный аромат цветов… Это цветовое яркое пятно изображено на фоне серой грязной стены. Философия художника по поводу расшифровки смысла своих картин была очень глубокой, часто идеи, заложенной в шедевр, никто не понимал. Но тем не менее, что же хотел изобразить автор картины на самом деле?
Наверное, серая стена — это тот пролетарский мир, который не давал покоя и нормальной жизни миллионам людей. Такая политика уничтожила большое количество ни в чем не виновных людей, которые стали заложниками обстоятельств. Именно серыми красками художник изобразил стену — препятствие к нормальному существованию со всеми благами и преимуществами. Противостоит этому букет сирени — белых, розовых, фиолетовых цветов, которые так и полыхают ярким цветом и нежнейшим ароматом. Можем допустить, что за этим образом Кончаловский скрыл обычного человека, который, имея безграничный внутренний мир, цветет.
Столкнув лбами на одном холсте эти два образа, художник намекает на то, что человек — как куст сирени: сколько его не ломай, сколько не уничтожай его цветущие ветки — на следующий год он зацветет еще пышнее, еще ярче. И какие бы политические ситуации, режимы не действовали, человек подстраивается под них, но никогда не должен при этом терять красочности своего внутреннего мира.
Душа людей приравнивается к ветке сирени: чтобы расцвести в полную силу, ей необходим солнечный свет, свежий воздух. Важно, чтобы никто не сдавливал горло и не создавал темноту, иначе тогда веточке будет очень сложно распуститься, этот процесс займет длительное время. Кончаловский, используя аллегорию образов, показал, что даже отсутствие солнца (читай — спокойной жизни, отсутствия постоянного страха и унижений) не может повлиять на цветение человеческой души. Конечно, этот процесс затягивается, но, тем не менее, человеческий внешний мир полон красоты и красочности.
Кончаловский очень любил сирень, и в его саду весной расцветал огромный куст, который пленил своим ароматом и притягивал взор обычных прохожих, которые то и дело заглядывались на это цветущее чудо. Глядя на него, Петр Кончаловский часто думал о том, какая жизнь ждет его самого и его окружающих, которые попадают под режим пролетариата и вынуждены то и дело бояться доносов, клеветы, лжи и голодной смерти. Именно из-за этих обстоятельств художник и решил изображать в ветке сирени припрятанную душу человека, которой чужды гнев, злость и тотальный контроль.
Также Кончаловский припрятал на полотне еще один смысл — слияние человека с природой. В древние времена они постоянно были в тесном контакте с реками, лесами и полями, животные, которые приручил человек, были для него самыми лучшими друзьями, но в ходе цивилизации мы вынуждены отдаляться от природы, покрывая зеленую траву, играющую всеми оттенками зеленого, бетоном и асфальтом. Петр Кончаловский говорит о том, что человеку нельзя забывать о том, что у него есть прекрасная душа, которая должна цвести и пахнуть, даже если ее ломают и пытаются уничтожить.