Шла Великая Отечественная война. Поэту Евгению Долматовскому часто приходилось бывать на фронте. В своих воспоминаниях он рассказывал, что, несмотря на ужасы войны, люди всегда оставались людьми. Как только солдатские колонны останавливались в какой-нибудь деревне на ночлег, то начинались разговоры, завязывались знакомства и даже влюбленность. Люди, уставшие от боев, хотели испытать хоть ненадолго вкус мирной жизни.
В одном из сёл поэт как-то раз увидел написанное крупным корявым мужским почерком, объявление на двери школы: «Танцы до утра». Танцы под баян или грампластинки создавали иллюзию того, что фронт где-то далеко, войны нет, а в жизнь такая же, как была до войны. Тогда, в феврале 1942 года, из-под пера поэта вышли строки: «лежит в моей ладони незнакомая рука». Стихотворение он назвал «Танцы до утра».
Почти через год поэт встретился с композитором Марком Фрадкиным. Долматовский и Фрадкин уже работали вместе, они создали незадолго до этой встречи «Песню о Днепре». Поэт зачитал музыканту новые стихи. Фрадкин хотел, чтобы будущая песня имела вальсовый ритм. Но слова не ложились на музыку. Происходила их встреча в районе Сталинграда, в то время завершалась операция по разгрому фашистских войск. Долматовский почувствовал, что скоро людям понадобятся новые, мирные песни. И хотя до победы было еще далеко, но перелом в войне чувствовался. В эти дни Фрадкиным и Долматовским были написаны песни «Колечко», «У нас в Сталинграде» и другие. Но мысль о создании песни про танцы до утра не давала покоя молодому поэту.
После завершения Сталинградской операции тандем «Фрадкин – Долматовский» был приглашен на встречу с офицерами армии генерала К. К. Рокоссовского. Великий военачальник хорошо понимал, какую роль искусство имеет для достижения победы. Он называл музыку «песенным оружием». В этот день Долматовский поделился с генералом своими планами по созданию новой, мирной и лирической песни под названием «Танцы до утра».
Но песня тогда получила другое название. Придумал его начальник Политического управления фронта по фамилии Галаджев. Он уже был знаком со стихотворением и сказал, что из этих строк должен получиться настоящий офицерский вальс. Слово «офицеры» тогда не использовалось в разговорной речи, поскольку со времен Гражданской войны имело негативный оттенок. Но постепенно оно стало употребляться. Поэту очень понравилось новое название «Офицерский вальс», и он решил в кратчайшие сроки сделать все, чтобы песня родилась.
После этой знаменательной встречи Долматовский и Фрадкин отправились на север. Двигались они в эшелоне очень долго. От Сталинграда до Ельца шли целую неделю. Ровно 7 дней и понадобилось для рождения «Офицерского вальса».
Фрадкин вспоминал, как на полустанках во время остановок исполнял новую песню под аккомпанемент трофейного аккордеона. Пока дошли до Ельца, песня обогнала их. На конечной остановке уже не Фрадкин исполнял «Офицерский вальс» солдатам, а они спели его композитору. Так началось шествие песни по фронтам. Только название поменялось. Стала она называться с тех пор «Случайный вальс».
Многие артисты в составе фронтовых концертных бригад, поднимая боевой дух солдат, исполняли «Случайный вальс».
Еще до завершения войны песня была записана на грампластинку в исполнении Л. О. Утесова. Но цензурой певцу было разрешено спеть только один куплет вальса. Кроме этого, с критическими замечаниями к тексту выступил даже сам И. В. Сталин. В первом варианте были такие слова: «и лежит у меня на погоне…». Товарищ Сталин предложил заменить слово «погон», поскольку по его мнению хрупкая девушка не смогла бы достать ладонь до плеча офицера — гиганта.
Песня становилась популярной, но, тем не менее, сразу после 1946 года ее запретили исполнять. Цензура считала, что «Случайный вальс» задевает честь офицера, попавшего в чужой дом и вальсирующего с незнакомой девушкой.
Разрешили исполнять песню только в период начала хрущевской оттепели. В 1959 году она впервые после долго перерыва прозвучала в фильме «Первый день мира». И снова началось шествие столь лиричного и любимого всеми «Случайного вальса». Прошло уже 70 с лишним лет, а песню любят и продолжают петь на концертах, праздниках и во время застолий. Она стала народной, и любовь к ней не затухает.