«Вишневый сад» называют главным произведением в жизни самого известного русского сатирического писателя XIX-XX столетия — Антона Чехова. И это не удивительно: в произведении заложено множество философских мыслей, которые, вероятно, у автора просто не вышло бы оформить в полноценное произведение в начале писательской карьеры. Попробуем разобраться, какова история создания «Вишневого сада» и что повлияло на его сюжет, композицию, основной замысел.
Появление замысла
Идея создания пьесы о падении старого строя жизни появилась у Чехова еще в 1901 году. Первые упоминания о том, что началась работа над новым крупным произведением, принадлежат супруге писателя. Именно с ней он обсуждал свои задумки, и «Вишневый сад» не стал исключением. Сначала у произведения должно было быть значительно больше сатирического подтекста. Также в пьесу автор планировал включить свои наработки для более раннего произведения — «Безотцовщины».
Но уже на ранних этапах создания текста стало ясно, что комедийный тон в прямом понимании этого слова неуместен. Все это произошло из-за того, что в абстрактный сюжет вклинилась реальная история продажи родного дома Чехова в Таганроге. Вся семья литератора тяжело переживала вынужденную ликвидацию родового имения из-за долгов.
Неблагополучная судьба была и у личного имения Антона Павловича в Мелихове, а также у его друга, у которого он часто гостил, то есть у Константина Сергеевича Станиславского. Они страдали из-за социальных изменений, падения значимости помещиков и экономического кризиса, с которым столкнулось общество в начале XX века. Все эти ситуации сказались на личном отношении Антона Павловича к судьбам своих героев.
Работа над пьесой
Работа над пьесой шла медленно. Здоровье Чехова было сильно повреждено, поэтому он не мог писать постоянно. Болезни угнетали и его эмоциональное состояние, поэтому ближайшие родственники автора неоднократно отмечали его попытки оставить книгу. Но то ли их поддержка, то ли внутреннее понимание важности произведения позволили Чехову закончить его.
Также среди причин задержки ее публикации сам Антон Павлович Чехов отмечал скрупулезную проработку всех образов. В них он стремился отразить главнейшие остросоциальные проблемы своего времени, подчеркнуть контраст между старым и новым поколением. Показать, что мечтательной интеллигенции в суровых условиях реального мира все тяжелее найти свое место, а иногда и невозможно вовсе…
Несмотря на всю серьезность текста, Антон Павлович упорно называл произведение комедией, а не трагической пьесой. Однако Станиславский — один из первых людей, получивших полный текст «Вишневого сада» — отмечал, что на комедию это совершенно не похоже. Такую классификацию по жанру можно объяснить только природным весельем и известным чеховским сарказмом. Он в пьесе, кстати, проскальзывает почти в каждом действии.
Постановка «Вишневого сада»
Первый раз на сцене «Вишневый сад» поставили 17 января 1904 года. Подготовка к спектаклю далась сложно как Чехову, так и Станиславскому — он не зря активно участвовал в создании пьесы на разных этапах. Также в постановке участвовал известный режиссер МХТ Немирович-Данченко. Проблемы были связаны с разночтением сюжета, а также с большой эмоциональной вовлеченностью драматурга в судьбу произведения.
Кстати, параллельно с Москвой пьесу ставили в Харькове, в театре Дюковой. Там постановкой занимались Песоцкий и Александров. Зрители в Украине восприняли «Вишневый сад» несколько спокойнее, чем в столице. Но и местные критики отнеслись лояльнее, чем московские, отмечавшие некоторую историческую недостоверность текста. Среди недружелюбно настроенных столичных критиков были даже именитые литераторы в духе Ивана Алексеевича Бунина.
Судьба книги
«Вишневый сад» — это финальное произведение в литературной карьере Антона Павловича Чехова. Он умер через несколько месяцев после постановки пьесы, в июле 1904 года. В «Вишневом саде» как критики, так и современные читатели усматривают важный социальный призыв и попытку показать людям, какие перемены ждут страну и мир. Не даром Станиславский говорил о постановке и пьесе: «Голос Чехова звучит в ней бодро, зажигательно, ибо сам он смотрит не назад, а вперёд.»