Поэма «Реквием» — одно из самых известных произведений Анны Ахматовой, оно стало результатом всех пережитых ею испытаний, изложенных в стихотворной форме. Изначально поэтесса желала написать лирический цикл, но позже процесс так захватил ее, что Ахматова решилась на написание целой поэмы в стихах.
Личная драма в жизни поэтессы
Известно, что Анне Ахматовой достались такие испытания, которые не каждый мужчина сможет пережить. Смена власти и новые порядки в стране возложили на женщину тяготы невероятных масштабов.
Женщине приходилось проводить много времени в бесконечных очередях в тюрьму, где находились два самых близких на тот момент для нее человека. Еще в 1921 году после участия в мятеже в Кронштадте осудили второго мужа Ахматовой, Николая Гумилева, он получил высшее наказание — расстрел. От этого брака у женщины остался сын, Лев Гумилев, который при взрослении решил пойти по дороге, проложенной своим отцом, и тоже принимал участие в митингах и мятежах по поводу возмущения властью. В 1938 году его забрали в тюрьму, а Ахматовой о судьбе сына долго не сообщали ничего конкретного.
Люди могли стоять в длинных тюремных очередях неделями и месяцами и не знать того, что их близкие давно получили свой приговор, и в живых их не осталось. В таком же неопределенном состоянии оказалась и поэтесса.
Кроме того, что она переживала за своего единственного сына, проблемы в жизни из-за политических взглядов были и у ее третьего мужа, Николая Пунина, который на тот момент отбывал уже второй срок в так называемых «Крестах» (образ, использованный Ахматовой в поэме).
Позже Льва Гумилева арестовывают еще два раза, а в 1949 году выносят приговор — расстрелять. Приговор был заменен менее строгой карой — ссылкой, от которой он освободился лишь в 1956 году, получив полное оправдание по амнистии. Николай Пунин также переживет это заточение, он погибнет лишь во время третьего ареста.
Но тогда, стоя на холодной улице, не зная судьбы мужа и сына, Анна Ахматова в неведении продолжает молиться о возвращении близких домой.
Разговор в очереди
Известна также история, что стоя в бесконечных очередях, имея лишь надежду на будущее, Анна Ахматова встретилась с женщиной, которая узнала поэтессу. Между этими сестрами по несчастью состоялся короткий, но судьбоносный для писательницы разговор. Эта незнакомка спросила, может ли Ахматова написать о такой холодной и безнадежной жизни, а та просто ответила: «Могу».
Теперь, понимая необходимость говорить об этих страшных минутах, поэтесса еще больше убеждается в необходимости продолжать и непременно закончить цикл стихотворений.
История написания
В 1938 году, стоя в тюремной очереди, у Ахматовой уже были мысли по созданию «Реквиема», но планировала она его как стихотворный цикл — собрание небольших историй, объединенных общей тематикой. Эта работа началась еще в 1934 году.
Но в 1938-1940-х годах, когда была произведена большая часть работы над поэмой, цикл стал единым произведением и получил свое название. Окончена работа была лишь к 1950-м годам.
Публикация произведения
Поэма «Реквием» была очень отрицательно воспринята властью, которая тут же запретила ее печатать и читать. Но писательница понимала, что сказанное в произведении имеет великое значение не только для нее. Таких несчастных и в то же время сильных женщин по всей стране было очень много, ради них всех она должна была сохранить поэму и непременно дать ей возможность увидеть свет.
В 1960-е годы Ахматова решается на печать «Реквиема» в самиздате, которых на то время в обеих столицах было много, но все они были подпольными и запрещенными. В 1964 году за границей, в Мюнхене, через знакомых писательница находит возможность напечатать поэму полностью.
В СССР произведение попало лишь в годы «Перестройки», в 1987 году в журнале «Октябрь». Этой женщине со стальным характером пришлось многое пережить, чтобы не позволить уничтожить свое создание.
Сейчас поэма «Реквием» — обязательное для прочтения произведение во всех школьных программах, ведь основная тема — это не только страдания, но и сила людей, не знающих ни своей судьбы, ни судьбы своих родных, но продолжающих верить, что наступит завтра, в котором каждому униженному и оскорбленному найдется место.