Одно из центральных произведений в зрелом творчестве поэта А. Т. Твардовского – поэма «За далью даль», которая в 1965 году была удостоена Ленинской премии. Поэма написана от имени пассажира поезда, который путешествует по стране. Под влиянием жгучей тяги к неизведанному он покидает родной город, стремясь увидеть свою необъятную Родину. Конечная цель путешествия – город Владивосток. Впечатления пассажира как бы составляют путеводный дневник, которым и является поэма «За далью даль».
Поэма была задумана автором задолго до ее выхода в свет. Произведение создавалось с 1950 по 1960 год. В течение десяти лет автор дополнял, перерабатывал и исправлял поэму. Самый полный и законченный вариант произведения был напечатан в 1967 году.
В послевоенные годы Твардовский возглавлял печатное издание «Новый мир». Активная общественная и литературная деятельность долгое время не позволяла автору совершить то самое путешествие по стране, о котором говорится в поэме. Только после того, как Твардовский уволился из журнала «Новый мир», он отправился в долгожданное путешествие.
В начале своего создания поэма задумывалась как эпическое литературное произведение, записки путешественника, философские наблюдения, собственные впечатления. Поэма включает в себя несколько смысловых и жанровых пластов. Произведение состоит из 15 частей, которые связаны и структурно, и по тематике. Каждая глава – отдельное стихотворение, как бы остановка в путешествии. Где-то останавливается поезд, а где-то лирические воспоминания героя возвращают его в прошлое, иногда автор размышляет о вечном. Тема произведения «За далью даль» широка и многогранна. Основная тема путешествия, дороги переплетается с описаниями богатейшей природы Сибири, Дальнего Востока, Урала, философскими рассуждениями о жизни, личными историями, воспоминаниями.
В поэме затронута тема морального выбора, совести, непреходящих ценностей, жизни и смерти, справедливости. Также поэт не смог обойти тему только что отгремевшей войны и победы над фашизмом. Большое внимание уделяется тематике творчества, предназначению поэта, ценности и специфике этой профессии и ее значению для современного общества.
В произведении описываются отношения разномастных и малознакомых пассажиров поезда, среди которых и молодожены, едущие в далекий неизведанный край, и несправедливо осужденный при Сталине друг детства Твардовского. Автор рисует великолепные виды из окна в утренние и вечерние часы. Читатель словно бы воочию видит масштабную красоту Урала, от которой захватывает дух. В поэме не прописан образ главного героя, она как бы бессюжетна. Основной мыслью произведения является призыв к тому, что жить нужно по совести, уважать историю своих предков, ведь без этого не построишь счастливого будущего.
Описывая этот большой и трудный мир, автор как бы переосмысливает пережитое, не забывая о горестях и бедах своего народа. Уже с первых строк поэмы Твардовский не только высмеивает фальшивые произведения, желая вместе с читателем видеть в искусстве не холодное вранье, а живую правдивую речь. Поэту удалось создать с одной стороны фантастический, а с другой – вполне реальный образ невидимого внутреннего редактора, который поселился в душе писателя и трусливо выдавливает из написанного и задуманного им все самое правдивое и смелое. С тех времен аллегория «внутренний редактор» надолго вошла в литературный обиход. Однако самое бурное обсуждение вызвали главы, в которых автор переосмысливает фигуру Сталина.
Полное, окончательное осознание всей трагедии недавнего прошлого, еще не пришло, однако в поэме уже появился выразительный образ простого человека, который расплачивался за все, что совершил Сталин.
Вся книга отражает переломный момент истории того периода, когда создавалось произведение, тяжелый но неизбежный отказ Твардовского от прежних взглядов, принципов и убеждений.