Рассказ «О любви» написан Антоном Павловичем Чеховым летом 1898 года, когда он жил в имении Мелихово. Это произведение — одно из последних в творчестве писателя, так как в 1904 году Чехов скончался после продолжительной болезни.
Произведение было опубликовано в августе 1898 года, в одном из выпусков журнала «Русская мысль». Несмотря на то, что у Чехова имелось много псевдонимов, рассказ был подписан своим именем.
«О любви» является последней частью «маленькой трилогии» — серии рассказов, в которую также входят «Человек в футляре» и «Крыжовник», написанные Чеховым в то же время. Все три рассказа, помимо общих персонажей, объединяет одна тема — «жестокая бессмыслица жизни». Герои Чехова не могут жить так, как хотелось бы. «О любви» отразило личную драму писателя, поэтому интересно проследить историю создания этого текста.
Появление замысла
Идея для рассказа появилась у Чехова за несколько лет до его написания. Фрагменты будущего произведения обнаружены в записных книжках автора с 1895 по 1898 год. Фраза об одиноких людях, которые ходят в рестораны и в баню для разговоров, положила начало будущему рассказу. Уже в этом фрагменте определяется одна из главных тем «О любви» — одиночество человека.
Помимо лирических и философских рассуждений, среди заметок встречается описание главной героини рассказа — Луганович Анны Алексеевны, жены судейского чиновника. Также в записных книжках есть монолог другого героя «О любви» — Алехина Павла Константиновича. В словах про тихое грустное чувство и про объятья в вагоне угадывается финальная сцена произведения.
Вместе с идеями для рассказа «О любви» Чехов вносил в записные книжки задумки для других своих произведений, в том числе для «Крыжовника».
Сказались на персонажах «О любви» и увлечения писателя. Например, в рассказе Алехин усердно занимается сельским хозяйством — точно также трудился Чехов в своей усадьбе в Мелихове.
После «О любви» Чехов планировал написать продолжение, но по окончанию работы над циклом рассказов у него случился творческий кризис. В своих письмах брату Александру и возлюбленной Авиловой (о которой речь пойдет далее) Чехов сокрушался, что ему надоело писать и он не знает, как с этим быть. Ему удалось возобновить работу спустя несколько месяцев, в ноябре. Но к продолжению «маленькой трилогии» Чехов уже не вернулся.
Прототипы главных героев
Произведение «О любви» автобиографично. В основу истории о несчастной любви Алехина и Луганович легли отношения Чехова с писательницей и мемуаристской Лидией Алексеевной Авиловой. Об этом можно узнать из воспоминаний самой Авиловой, в книге «А. П. Чехов в моей жизни». В рассказе «О любви» она увидела отражение своего десятилетнего романа с писателем.
Чехов и Авилова встретились благодаря общему знакомому, издателю Сергею Николаевичу Худякову. После этого они много переписывались и периодически встречались. Авилова была замужем и имела детей от человека, которого глубоко уважала, но не любила — как и Анна Алексеевна из рассказа. И Чехов, испытывавший к ней чувства, не мог разрушить семью ради личного счастья. Трагедия Чехова и Авиловой повлияла на создание «О любви».
О том, что главные герои рассказа списаны с нее и Чехова, Авилова упоминала и в своих дневниках. В доказательство она приводила тот факт, что Чехов подписал одно из своих писем к ней как Алехин. Но подтвердить это Авилова не могла, так как уничтожила данное письмо. Затем она переписала его по памяти, подражая почерку Чехова, но потом снова сожгла. Авилова объясняла это тем, что если бы копия письма обнаружилась после ее смерти, то людям было бы непонятно, зачем она создала подделку.
Версия Авиловой о прототипах рассказа «О любви» вызывала неоднозначную реакцию. Например, сестра Чехова, Мария Павловна, утверждала, что многое в мемуарах писательницы правдиво, но отношение брата к ней, возможно, не соответствовало действительности. Но были и те, кто поверил Авиловой и проникся ее историей — например, Иван Бунин.