Из более чем 600 разножанровых произведений, созданных Вольфгангом Амадеем Моцартом, Сочинение Requiem, Ре минор, K. 626 – одно из самых часто исполняемых. Признано одним из значительнейших образцов европейской церковной музыки ХVIII века. Давая оценку этому гениальному творению, которое для автора оказалось последним и осталось незавершённым, академик Б. Астафьев назвал его «траурной лентой, окаймляющей солнце». Музыковеды и биографы вкладывают в «Реквием» понятие художественного завещания гениального австрийского композитора.
Последний, роковой, трагический год
Будучи неподражаемым сочинителем и виртуозным музыкантом, Моцарт отличался чрезвычайной работоспособностью. Год 1791-й был для него едва ли не самым плодотворным и насыщенным:
- блестяще справился по срочному заказу с оперой «Милосердие Тита»;
- написал для Штандлера кларнетовый концерт;
- триумфальной премьерой 30 сентября завершилась работа над любимой «Волшебной флейтой»;
- закончена Массонская кантата, которой автор дирижирует 18 ноября.
Но за окном уже зима, а одно из сочинений, над которым «немецкий Орфей» трудится с июля 1791-го, продвигается медленно. Это «Реквием» – каноническая заупокойная месса для оркестра, хора и солистов. Многое находится в черновиках или предварительных набросках, значительная часть записана с сокращениями, хоры расписаны, а оркестровка не начата. Отказаться нельзя, да и поздно. Задаток получен и давно потрачен. Уже дважды Амадей просил заказчика продлить сроки. Надо усердно работать, чтобы успеть к февралю следующего года. Окончательная дата начертана рукой композитора в верхнем углу первого листа оригинальной рукописи.
Амадей полностью сосредотачивается на мессе, отказавшись даже от занятий с учениками. Но по невероятному и фатальному стечению обстоятельств именно это творение Моцарта остаётся незавершённым.
Внезапно начавшаяся болезнь развивалась стремительно, дала осложнения и через две недели оборвала жизнь беспечного и жизнерадостного 35-летнего Вольфганга. В четыре часа утра 5 декабря сердце композитора остановилось. Столь нелепый трагический финал, а также то, что его последним незаконченным произведением оказалась не симфония или увертюра, а заупокойная месса, создает вокруг Моцарта особый ореол трагизма и загадочности.
Легенды моцартовской эпохи
Всевозможные предположения и домыслы о том, что в действительности случилось с молодым и жизнелюбивым Моцартом, со временем превратились в легенды. Отправных точек для вполне вероятных, но всё же малоправдоподобных историй, связанных с созданием «Реквиема», было несколько:
- что предвестником несчастья стал мистический «черный человек». Загадочный недоброжелатель-инкогнито заказал траурную музыку, которая погубила её сочинителя;
- что скоропостижная смерть не могла наступить из-за болезни, а была результатом отравления Моцарта завистниками;
- что композитор предчувствовал кончину. Он писал реквием для себя, вложив в музыку отчаяние и несогласие с преждевременным уходом из жизни;
- что безнадежно больной Моцарт призвал собравшихся у его постели исполнить Requiem. На первых тактах Lacrimosa заплакал и сказал, что ему уже не суждено дописать эту часть;
- что находясь на смертном одре рассказывал, каким он видит окончание этого грандиозного произведения для хора, солистов и оркестра. И завещал своим лучшим ученикам закончить его творение.
Истории эти множество раз писали и переписывали биографы и музыковеды. А романтики и агиографы добавляли в них красок. Некоторые сюжеты приобрели художественное воплощение: маленькая трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери», пьеса Шеффера «Амадей», кинофильм Формана «Амадеус». Последние моменты жизни композитора изображены на полотнах живописцев: Г. Н. О’Нила, Г. фон Каульбаха, М. Мункачи, Ч. Чемберза. И повсюду в судьбе Моцарта присутствует мистическое, роковое и фатальное. И непременно звучит «Реквием».
Многие догадки и вымыслы, закрепившиеся как факты в жизнеописаниях композитора, пришли туда с подачи его жены и вдохновительницы Констанции Вебер. Надо заметить, что первым, кто написал биографию Моцарта, стал её новый муж, датский дипломат Г. Ниссен. Понимая, что многое из сказанного вдовой может быть далеко от действительности, моцартоведы стали всесторонне изучать личную переписку, проводить бесчисленные исследования и экспертизы.
С течением времени все эти мифы постепенно развенчивались и были вписаны в реалии ХVIII века. Но гений Моцарта не поблек, как и не уменьшилась значимость его грандиозного творения Requiem, Ре минор, K. 626. Слушатель воспринимает эту музыку по-особому, потому что она стала эпилогом всей жизни Вольфганга Амадея Моцарта.