«Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого — это цикл из трех частей, в которых автор повествует об обороне Севастополя. Автор лично несколько раз заезжал в осажденный город, а потому использует повествование от первого лица. Кроме того, что Толстой использовал документальные источники, также он опирался на личные воспоминания и ощущения, что придало произведению особую атмосферу правдоподобности.
Историческая основа
Еще в 1852 году Лев Николаевич подает прошение вступить в российскую армию, он участвует в военных действиях на Кавказе. Через два года, в 1854 году, он подает прошение вступить в крымскую армию, чтобы лично защищать Севастополь от англо-французской армии. Это период Крымской войны 1853-1856 годов.
Развязался конфликт из-за того, что Российская империя и коалиция из нескольких европейских стран (в том числе Франция и Англия) имели желание присвоить территорию Османского государства. Некоторое время до этого эти же страны (Российская империя, Франция, Англия, Австрия) поддерживали материально Османское государство, что спасло его от полного разорению мятежным вассалом. Видя беспомощность государства в военной обороне, эти же страны захотели присоединить территорию к себе, после чего и возник конфликт. В итоге, образовался союз Австрии, Франции и Англии против империи Российской.
Участие Л. Толстого в Крымской войне
Война началась в 1853 году, но сначала казалось, что ожидать ее окончания придется недолго. Однако, это оказалось просчетом, и действия продолжались три года. В конце 1854 года Лев Николаевич Толстой получает возможность присоединиться к обороняющей Севастополь стороне. Все время, что он находится там, автор ведет дневниковые записи, довольно подробно фиксируя как происходящее, так и свои личные впечатления. Позже, писатель использует эти записи как основу для создания цикла «Севастопольские рассказы». Именно на этом основании часто Льву Николаевичу присваивают звание первого военного корреспондента.
Однако, если в 1854 году выезды до Севастополя Толстым были единичными, то уже в следующем году, в 1855, часть, к которой он принадлежал стала гораздо чаще принимать участие в помощи обороны, поэтому с апреля дневниковые записи писателя стали все чаще содержать сведения о происходящем в этом городе. Он буквально каждый день оставляет хотя бы маленькую заметку.
Исследователи творчества писателя нередко также отмечают, что личное участие и такие живые отзывы патриотического, любящего характера сформировали и особое видение военных действий у Толстого. Эти мысли позже более подробно он излагает в «Войне и Мире». Существует даже такая точка зрения, что без работы над «Севастопольскими рассказами» главный труд в творчестве, роман-эпопея «Война и Мир» мог просто не появиться на свет.
Структура цикла
Цикл «Севастопольские рассказы» состоит из трех частей, делящихся по хронологическому принципу.
Севастополь в декабре месяце
Автор ведет диалог с простым солдатом, обращается к нему на «Вы». Вместе они отправляются из больницы на пост, от которого недалеко до противников. Настроение главы таково, что создается ощущение быстрой победы над войсками противоположной стороны. Солдат высказывается мысли гордости за свою страны и то, что он находится по эту сторону баррикады. Это создает настрой для дальнейшего прочтения двух частей цикла.
Севастополь в мае
Наиболее философская часть произведения. Толстой от первого лица начинает рассуждать о бессмысленности человеческих потерь, которые неизбежны в войне.
Севастополь в августе 1855 года
Продолжая тему второй части «Севастопольских рассказов», Толстой обращается к судьбе отдельно взятого солдата, молодого бойца Володи, который видит своей основной целью — защитить город, а вместе с этим и доказать силу своей страны. Бывалые солдаты не понимают его выбора, они считают, что променять мирное существование на военные окопы — это неправильно. Володя погибает, так как вызывается в одну из самых горячих точек. Эта сцена напоминает гибель молодого Пети Ростова из «Войны и Мира».
Лев Николаевич Толстой, лично поучаствовав в военных действиях и пережив тяготы и лишения такой жизни, понял истинную цену человеческой жизни, а свои рассуждения представил в цикле «Севастопольские рассказы».