Краткая история создания симфонии № 40 Вольфганга Амадея Моцарта

Краткая история создания симфонии № 40 Вольфганга Амадея Моцарта История создания

Вершиной музыкального наследия великого Моцарта являются три его самые известные симфонии. Это симфонии № 39 — лучезарная и светлая, № 40 — элегическая и № 41 «Юпитер». Все они созданы одновременно – в 1788 году.

Почему вдохновение посещало маэстро так часто в это время? – Возможно, потому что писал он эти произведения не на заказ, а для души и собственной радости. Гений мечтал об исполнении всей триады одновременно, в одном концерте. Но мечты его не сбылись.

Известно, что Вольфганг Амадей Моцарт – гений, вундеркинд, который уже в 3 года играл и сочинял музыку.

Один юноша спросил Моцарта, как следует писать симфонии. Моцарт посоветовал ему начать с баллад по причине молодости.

— Но ведь вы же сочинили симфонию, когда вам было всего девять лет.

— Да, это так,- согласился Моцарт,- но я никого не спрашивал, как это делается.

40-я симфония Моцарта является ярким примером лирико-драматического симфонизма, который получил свое продолжение у композиторов-романтиков и у П. И. Чайковского. Драма в таких произведениях возвышается над лирикой. Симфония продолжает традиции учителей Моцарта – Баха и Генделя, но вместе с тем создает основу для нового направления в музыке.

Каждый узнает симфонию № 40 по самым первым его звукам, по «музыкальным завитушкам». Минорная тональность придает легкую грусть и воздушность ее началу. Мелодия как бы уводит слушателя в область мечты и фантазии о чем –то прекрасном и лучшем, чем мир, в котором все мы обитаем.

В симфонии мы не услышим пафоса и торжественности, ибо автор убрал из оркестра трубы и литавры. Скорей наоборот, легкая кружевная мелодия ведет со слушателем интимный разговор о прекрасном. Иногда в музыке появляются нотки тревоги, но они немедленно сменяются радостными солнечными звуками, вселяя надежду на счастье.

КАК ПОЯВИЛСЯ ЖАНР, НАЗЫВАЕМЫЙ ТЕПЕРЬ СИМФОНИЕЙ? – Изначально этот жанр предназначался для того, чтобы подсказать зрителям, пришедшим в театр, что сейчас начнется опера, и пора занимать места в зрительном зале. Затем симфония стала исполняться как самостоятельное четырехчастное произведение.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОЦАРТОМ СИМФОНИИ № 40.

Сохранилось мало документальных рассказов об истории создания этого гениального произведения.

Известно, что до 1787 года Моцарт находился в зените славы. В этот период он уже написал оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Композитор не испытывал финансовых затруднений, получая фантастические гонорары за исполнение своих творений в Хофбурге и Праге.

Но соперничество с Антонио Сальери ухудшает денежное положение семьи Моцарта. К тому же супруга его, Констанция, серьезно заболевает. Лечение сильно истощает кошелек Моцарта. Постановка оперы «Дон Жуан» на сцене Венского театра с треском проваливается. Оперы Сальери пользуются успехом у зрителей, и театры отдают предпочтение постановке его произведений.

Поразительно то, что именно в этот период Моцарт создает свои лучшие музыкальные сокровища!

Летом 1788 года Моцарт долгое время находился один. Жена пребывала на лечении в Бадене, ученики разъехались. Маэстро писал от души, не ограниченный строгими предписаниями заказа. Все, что впечатляло и радовало гения, было воплощено в трех величайших его симфонических творениях. «Сороковая» была закончена в разгар лета, 25 июля 1788 года.

В то время в Вене были популярны так называемые музыкальные «академии», т. е. концерты, на которых композитор знакомил со своими новыми произведениями зрителей из высших слоев общества у себя дома. При этом автор выступал в роли дирижера. Концерты были платными. Моцарт рассчитывал провести академии для исполнения только что написанных симфоний и организовал «подписку». Но подписка не получилась, что повлияло на ухудшение денежного положения композитора.

В 1791 году, незадолго до смерти, композитор решил внести изменения и добавить в партитуру партию кларнета. 5 декабря 1791 года Моцарта не стало. И теперь во всем мире 40-ю симфонию называют «прощальной улыбкой маэстро».

Настоящее высокое признание симфония № 40 получила лишь в 19 веке. С тех пор она является одним из самых популярных классических произведений сокровищницы музыкальной культуры. Начальные звуки мелодии буквально на слуху у всех наших современников. Великий Амадей обогнал собственное время на два века.

Оцените статью
Добавить комментарий