Симфония №5 – одно из самых известных произведений крупной формы композитора Людвига Ван Бетховена. Её главный мотив – «тема судьбы», состоящий из повторяющихся секвенционно четырех нот в первых двух тактах, пожалуй, первое, что вспоминает каждый при упоминании имени композитора.
Композитор работал над произведением два года: с 1806 по 1808 гг. Параллельно он писал ещё две симфонии — №4 и №6, а также опубликовал ряд сочинений: фортепианные концерты, сонаты, увертюру «Кориолан». Бетховен творил, несмотря на невзгоды и лишения, и период создания Пятой симфонии можно назвать временем расцвета творчества Бетховена.
Работа над сочинением велась в крайне неспокойные времена, как для страны, так и для самого композитора. В Европе разворачивались и бушевали военные действия, а сам Бетховен боролся с личной трагедией: он начал терять самое главное — свой слух. Напряжение, отчаянная борьба, невозможность повлиять на внешние события были выражены в главной теме симфонии, которая позднее, благодаря личному секретарю и помощнику Бетховена Антону Шиндлеру, стала известна под наименованием «Так судьба стучится в дверь».
Композитор создает удивительное произведение, в котором очень точно передает ощущение отчаяния, тревоги и противостояния судьбе. Он последовательно ведет своего слушателя «от тьмы к свету»: от состояния войны, как во внешнем мире, так и в душе самого человека.
Главный мотив симфонии – «Тема судьбы» — повторяется дважды в самом начале произведения. Удивительно, что композитор избрал новаторское для того времени решение: он не стал развивать эту тему в основном регистре и звучании, а пронес её через всю симфонию, акцентируя ею самые напряженные моменты. Основной мотив протянут через всю первую часть, создавая ощущение напряженной борьбы, в ответ которому появляется побочная тема – мажорная, певучая, кантиленная. Диалог инструментов завершается мощным, единогласным исполнением основной темы, и это звучит, будто человек, ощущающий легкую тревогу, надеющийся на лучшее, получает роковое известие от самой судьбы. Реприза усиливает ощущение напряжения, несогласия, неотвратимости разрушительной битвы, в которой человек вынужден находиться, и исход этого сражения ему абсолютно не ясен.
Вторая часть симфонии – Andanto Con Moto – размеренная, светлая, протяжная, сдержанно лиричная. Изначально эта часть была задумана в форме менуэта. В диалоге находятся две вариации одной темы, написанные в одной тональности, композиционно схожие между собой: они обе имеют затактовое строение. Вариации приобретают все более торжественное, триумфальное звучание, добавляются полифонические имитации. Это достигается за счет исполнения вариаций в более мелких длительностях, включения струнных инструментов. Вторая часть симфонии звучит, как светлая, спокойная надежда о счастливом исходе сражения.
Третья часть произведения – Scherco Allegro — возвращает ощущение напряженного диалога. Вопросительным и таинственным интонациям нижних регистров струнных отвечают скрипки, альты, печальные и задумчивые. Вновь слушателя посещают тревога, смятение и неуверенность, и в самый разгар диалога вновь громогласно звучит «Тема судьбы».
Третья и четвертая части симфонии исполняются без пауз. Начало финальной части – Allegro – начинается с триумфа и ликования, ослепительного и светлого победоносного марша, исполненного в до-мажоре. Именно в финальной части включены духовые инструменты (тромбоны). Четвертая часть олицетворяет восторг и радость, силу духа и ликование от победы, что выражается в маршевой ритмике, простоте тем и их массовости. И снова звучит «Тема судьбы», но на сей раз она не несет в себе разрушительной силы и мощи, она лишь напоминает о пройденной битве. Общее настроение финала симфонии, светлое и торжественное, поддерживается большой кодой (Presto) в до-мажоре.
Несмотря на широкую известность произведения сегодня, премьера симфонии, состоявшаяся в декабре 1808 г., провалилась: она была исполнена в репертуаре четырехчасового концерта в холодном зале, где зрители сидели в шубах. Выступление было затянуто, и моменту исполнения симфонии слушатели изрядно устали. Несмотря на это, в наши дни «Тема судьбы» — одна из самых узнаваемых и популярных, сильных и знаменитых мотивов современности.