Иван Алексеевич Бунин — всемирно известный писатель, почётный академик по разряду изящной словесности, первый из русских литераторов лауреат Нобелевской премии, прозаик, поэт, публицист, литературный критик — прошёл сложный и уникальный творческий путь. Мы очень немного не знаем о раннем творчестве Бунина, известно только, что для молодого поэта образцом поэзии служили произведения М. Ю. Лермонтова. Верность традициям классической поэзии XIX века навсегда сохранится в произведениях Бунина. Творчество поэта не укладывалось в рамки декадентской литературы Серебряного века, вероятно, поэтому первые публикации стихотворений начинающего литератора не сразу были оценены критикой и читателями: в произведениях Бунина отсутствовала ясно обозначенная позиция лирического героя; глубокое эмоциональное и духовное погружение в переживания раскрывалось Буниным косвенно – через описание природы, деталей быта.
Литературную деятельность девятнадцатилетний Бунин начал в «Орловском вестнике», куда был приглашен на должность помощника редактора, в редакции газеты он встретил Варвару Владимировну Пащенко, служившую там корректором. «Сразила меня…долгая любовь», – написал спустя годы Иван Алексеевич о встрече с Варварой Пащенко; «чувство моё состоит из поэзии», – поделился будущий писатель с братом.
Варвара Владимировна отвечала молодому человеку взаимностью, но влюбленные не могли обвенчаться: состоятельный елецкий доктор Пащенко не соглашался на брак дочери с финансово неустроенным в то время и никому не известным помощником редактора. Иван Алексеевич и Варвара Владимировна решили жить гражданским браком, и их совместная жизнь продолжалась почти пять лет, но, по словам Бунина, жили они жизнью «мучительной и страстной». Сложные отношения Бунина и Варвары Панченко не раз будут впоследствии описаны уже зрелым писателем на страницах рассказов и повестей. Молодые супруги часто расставались, вновь мирились, пока Варвара Владимировна не ушла к другу Бунина, актёру и писателю Арсению Николаевичу Бибикову. Бунин очень тяжело переживал этот окончательный разрыв, по дошедшим до нас воспоминаниям, родственники всерьез опасались за жизнь молодого человека. «Сердце кровью сочится!» – писал Бунин Варваре Владимировне. Именно в этот сложный период страдания от разлуки с возлюбленной, тоски и безденежья и было написано Иваном Алексеевичем стихотворение «Родина».
Бунин всегда подчеркивал независимость мира природы от человека, переживая расставание с любимой, разочаровавшись в красоте человеческих отношениях, поэт ищет красоту в природе. Зимний пейзаж передает тягостное душевное состояние лирического героя, его тревогу и отчаяние. Написанные в жанре пейзажной лирики два небольших четверостишья описывают угасающий хмурый зимний день. Продолжая традиции русской поэзии, тонкий лирик Бунин никогда не приукрашивал действительность, избегая восторженной идеализации. Образ Родины, воспетой поэтом, написан неяркими красками под «мертвенно-свинцовым» небом «угрюмо» гаснет день.
Однако не тоску и безысходную депрессию передают бунинские строки: «молочно-синий» туман, укутывая землю тёплым покрывалом, навевает светлую печаль. Пейзаж в стихотворении правдив, и потому прекрасен; элегическая, грустная картина природы наполнена тишиной, поэт словно со стороны смотрит на покрытые снегом силуэты сосен и «сумрачную даль», не давая открыто оценки этой картине, поэтому многие критики обвиняли Бунина в бесстрастности, «холодности», но это не холодность, а целомудрие, отстраненность от сиюминутного, проходящего. Бунин связал воедино образ Родины и образ природы, показывав простой, даже угрюмый пейзаж, но каждая строфа наполнена чувством любви и к снежным просторам, и к сосновым лесам, и к далёким деревням – всё это родное, и потому дорогое и любимое.
Созданное в сложный для поэта период небольшое лирическое стихотворение «Родина» настраивает нас не только на созерцание природы, но даёт возможность задуматься о безвозвратно убегающем времени, о смысле жизни, помочь нам заглянуть к себе в душу.