Николай Алексеевич Некрасов лично сам в войнах не участвовал, но часто поднимал эту тему в своем творчестве. Некрасов вообще признанный певец именно гражданской лирики. Пока представители «чистого искусства», творившие в тот же временной период, пишут о красоте природы, о женщинах, о любви к ним и определяют назначение поэта как творца прекрасного, Николай Алексеевич, полемизируя с ними, провозглашает основной задачей любого деятеля искусства говорить о народе, его проблемах, поднимать и обсуждать темы, касающиеся настоящего времени. По мнению этого поэта, искусство для того и пришло в наш мир, чтобы научить говорить о самом главном. А что может быть важнее, чем бессмысленные человеческие потери на кровопролитной войне? Тем более, что война эта была не оборонительная, а нападательная. Речь о Крымской войне 1853-1856 годах.
Связь поэта с военной историей
Отец Николая Алексеевича, сам человек военный, настаивал на том, чтобы и его сын продолжал военную карьеру, поэтому отправил Николая в Петербург в дворянский полк. Не имея полной власти над своей судьбой, поэт вынужден пройти обучение, закончить заведение и даже поступить на службу. Но в скором времени, Некрасов-младший понимает, что литературная деятельность ему гораздо ближе, и он бросает карьеру военного офицера. Это приводит в ярость его отца. Тот настолько злится и обижен на сына, что лишает его средств к существованию.
Это один из самых непростых периодов в жизни поэта. Ему приходится работать за копейки разнорабочим, затем он вообще теряет возможность зарабатывать и какое-то время живет в ночлежках для бездомных. Наконец, приобретая скудный заработок, беря заказы по написанию прошений и переписыванию различных документов, Николай Алексеевич приходит к решению серьезно заняться карьерой писателя.
Некрасов и Толстой
А вот Лев Николаевич Толстой служил в русских войсках и даже принимал участие в Крымской войне против коалиции Англии, Франции и Австрии за территории Османской империи. Писатель изъявлял особое желание принимать личное участие в обороне Севастополя. Однако его ожидания были не оправданы, вместо того, чтобы почерпнуть повышенное настроение патриотизма и безграничного желания защищать родину, Толстой проникается гуманистической философией.
Про оборону Севастополя Лев Николаевич пишет цикл из трех частей «Севастопольские рассказы». Первая часть написана им в тот период, когда он совершает лишь пару вылазок на опасные военные точки, поэтому эта часть цикла сильно отличается по настроению от последующих. В «Севастополе в апреле» Толстой пишет историю человека, безгранично любящего родную землю. Через пару месяцев Толстой попадает со своей частью в места боев и задерживается там.
После чего общий настрой произведения меняется. Во второй и третьей части писатель рассказывает историю двух братьев — молодого и более опытного офицеров. Старший брат получает смертельное ранение при обороне границ города, а младший отправляется на первое задание, куда вызвался лично, и оно же становится последним для него.
Еще до публикации цикла Лев Николаевич читает некоторые главы из него своему знакомому — Николаю Алексеевичу Некрасову. Считается, что именно этот эпизод и подтолкнул к созданию поэтом стихотворения «Внимая ужасам войны».
Публикация стихотворения
«Внимая ужасам войны» — это стихотворение о матерях, которые отправили своих сыновей сражаться за родину, но не дождались близких обратно домой. Эти молодые люди погибли на полях войны или в госпиталях. Пережить такое событие очень непросто, Некрасову даже представлять такое сложно, а поставить себя на место таких женщин он просто не может. Все эти истории и письма несчастных матерей трогают его за самую душу, и Николай Алексеевич пишет произведение о чувствах женщин, потерявших сыновей.
В 1956 году в журнале «Современник» Некрасов печатает стихотворение «Внимая ужасам войны», которое сразу нашло своих читателей, среди которых оказались не только прямые адресаты, но и все, кого хотя бы косвенно задели события Крымской войны.
Произведение оказалось настолько удачно написанным и таким живым, что в дальнейшем многие композиторы и музыканты воспользовались словами для создания своих музыкальных произведений.