«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина были написаны в 1830 году во время нахождения в Болдине. Одним из четырех пьес в стихотворной форме является трагедия «Моцарт и Сальери». Поговорим об истории создания и сценической жизни этой пьесы.
История написания
Произведение написано в один из наиболее плодотворных творческих периодов поэта. Однако он хотел опубликовать пьесы под псевдонимом, опасаясь критики своего недруга Булгарина. В одном из рукописных экземпляров «Моцарта и Сальери» записано: перевод с немецкого. Возможно, в основу пьесы была положена статья из немецкого издания. Черновые наброски своего произведения автор сделал еще в 1826 году, но окончательный вариант появился спустя 4 года.
Чем привлек Пушкина легендарный сюжет отравления знаменитого композитора Вольфганга Амадея Моцарта завистливым коллегой Сальери? Персонажи данного произведения — исторические личности, а вот идея отравления относится к разряду легенд и слухов. Якобы композитор Сальери на смертном одре признался, что отравил из зависти своего коллегу по ремеслу. Об этом признании вполне легально писала немецкая пресса.
Почему современники считали Сальери отравителем гениального композитора? Потому что накануне преждевременной гибели он освистал успешную постановку оперы «Дон Жуан». Публика, которая наслаждалась нежной и чарующей гармонией Моцарта, вдруг услышала резкий свист и увидела выходящего из зала театра Сальери. Он был в ярости. Современники Моцарта были уверены в том, что освиставший постановку «Дон Жуана» вполне мог отравить ее автора.
Не важно, кто придумал эту легенду. Важно, что в нее поверил Александр Сергеевич, и создал очередной свой поэтический шедевр. И первоначальное название пьесы так же говорило о том, что Пушкин поверил в правдоподобность отравления: «Зависть». Масло в огонь этой мистической истории добавило создание Моцартом накануне своей смерти «Реквиема», то есть, поминального произведения. И заказал этот реквием композитору таинственный незнакомец в черном.
В планах А. С. Пушкина было написание девяти маленьких трагедий, но преждевременная кончина оборвала жизнь великого русского поэта, и идея осталась нереализованной.
Через некоторое время сюжетом данной пьесы воспользовался другой гениальный автор — Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он создал оперу под одноименным названием.
Постановка на сцене
Сценическая судьба пьес Пушкина начала складываться еще при его жизни. Однако первая постановка «Моцарта и Сальери» успеха не имела, так как ее сыграли на сцене вместо водевиля Шаховского. Это произошло в Петербурге в 1832 году. С тех пор ни одна из пьес не пользуется успехом на сцене, этому явлению даже дали название «проклятие несценичности». Премьера «Скупого рыцаря» вообще была отменена из-за внезапной кончины Пушкина на дуэли.
В 1962 году также пытались поставить на сцене гениальные драматические шедевры Пушкина, но критики отметили неравноценность всех четырех частей спектакля. Слабым звеном как раз-таки оказалась пьеса «Моцарт и Сальери». Удачным постановочным опытом сочли только «Скупого рыцаря», эта пьеса прижилась на сцене.
Более успешными оказались кинематографические постановки «Маленьких трагедий». В 1979 году режиссер М. Швейцер создал оригинальный коллаж из произведений русского поэта, в котором пьеса «Моцарт и Сальери» обрела свою нишу. В киносъемках приняли участие незабываемые звезды советского кино — Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Белохвостикова, Сергей Юрский, Матлюба Алимова, Валерий Золотухин и другие.