Краткая история создания увертюры «Эгмонт» Людвига Ван Бетховена

Краткая история создания увертюры "Эгмонт" Людвига Ван Бетховена История создания

Одно из известнейших симфонических произведений Людвига Ван Бетховена – увертюра «Эгмонт», созданная в 1810 году по одноименной трагедии В. И. Гёте, занимает достойное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Тема героизма — одна из основных в симфонической музыке Бетховена. Она раскрывается в таких шедеврах, как пятая симфония и соната «Патетическая». Идеями равенства и братства пронизаны все произведения Бетховена, современника революции конца 18 века. Главной темой увертюры «Эгмонт» является тема стремления к свободе и восхваление смельчаков, побеждающих смерть.

Герой произведения – граф Эгмонт, мужественный и безрассудно храбрый человек, возглавивший в 16 веке сопротивление фламандского народа против испанских поработителей. В результате борьбы Эгмонт попадает в тюрьму и погибает от рук палача. Но народ Нидерландов, вдохновленный решительностью графа, продолжает начатое им дело. Смерть героя была не напрасна, фламандцы побеждают и получают желанную свободу.

Герой Гёте Эгмонт был наиболее близок Бетховену по духу. Возможно, поэтому он является одним из самых любимых персонажей творчества Бетховена. Великая мощь, красота, благородство и совершенная ясность музыки поражают слушателя.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРТЮРА? — Увертюра – это инструментальная пьеса для оркестра, которую обычно исполняют перед началом представления (оперы, балета, кинофильма). Увертюра относится к программной музыке, т. е. к такой, которая рассказывает историю средствами музыкальной выразительности, без текста.

Увертюра «Эгмонт» стала самостоятельным произведением. Она в сжатой форме повествует о развитии и завершении трагедии.

В 1809 году Бетховен получает заказ от дирекции Венского театра на сочинение музыки к драме Гёте «Эгмонт», изданной в 1788 году. Идея спектакля была навеяна событиями, происходившими в Европе в тот период времени. В мае 1809 года армия Наполеона стремительно приближалась к Вене. Императору пришлось удалиться. Буквально в течение двух дней австрийская столица капитулировала.

Композитор с энтузиазмом принялся за работу, отказываясь от гонорара по причине своего глубокого уважения к И. В. Гёте. Репетиции постановки и сочинение музыки Бетховеном происходили одновременно. Но композитор работал над произведением долго и тщательно. Вся музыка к драме была уже создана, а увертюру обычно пишут в последнюю очередь. И Бетховен не успел закончить ее к премьере. Первый спектакль состоялся без музыки, второй – тоже. И только на третьем зрители смогли восхититься гениальным звучанием музыки великого маэстро. От этого произведение не стало менее популярным. Его любят и ценят во всем мире.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

  1. Поскольку композитор отказался от платы за сочинение, то дирекция театра сочла не обязательным появляться на спектаклях. Она действительно ни разу не присутствовала на представлении, оказав тем самым пренебрежение к великому произведению и его автору.
  2. Прототипом литературного персонажа являлся реальный человек – граф Эгмонт, который, в отличие от Эгмонта театрального, сдался испанским властям. Реальный граф явился банальным предателем. За что и был казнен завоевателями.
  3. Период создания увертюры «Эгмонт» совпал с событиями нападения наполеоновской армии на Австрию. Тяжелое положение австрийцев, унизительный мир с Францией – все это повлияло на восприятие трагедии «Эгмонт» не как театрального шедевра, а как политического проекта.
  4. Бетховен находился в это тяжелое время на родине, несмотря на то, что вся его семья была вынуждена удалиться из Вены. Композитор, ранее восхищавшийся Бонапартом и даже посвятивший ему «Героическую симфонию», был не слишком обрадован данными событиями. На предложение друзей переехать в Париж и продолжать там свою работу Бетховен ответил отказом и остался в Вене.
  5. Гёте и Бетховен относились друг к другу с огромным уважением. Мнение Гёте о композиторе было как о великом творце, имеющем, к сожалению, слишком тяжелый характер.
  6. Создание произведения происходило в период военных действий. Невдалеке от домика Бетховена постоянно раздавались взрывы. Композитор в это время уже начинал терять слух, и грохот снарядов причинял ему невыносимую боль.

Увертюра Бетховена «Эгмонт» — это философско-музыкальное произведение, декларирующее борьбу как путь к победе и счастью.

Оцените статью
Добавить комментарий