Одно из известнейших симфонических произведений Людвига Ван Бетховена – увертюра «Эгмонт», созданная в 1810 году по одноименной трагедии В. И. Гёте, занимает достойное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.
Тема героизма — одна из основных в симфонической музыке Бетховена. Она раскрывается в таких шедеврах, как пятая симфония и соната «Патетическая». Идеями равенства и братства пронизаны все произведения Бетховена, современника революции конца 18 века. Главной темой увертюры «Эгмонт» является тема стремления к свободе и восхваление смельчаков, побеждающих смерть.
Герой произведения – граф Эгмонт, мужественный и безрассудно храбрый человек, возглавивший в 16 веке сопротивление фламандского народа против испанских поработителей. В результате борьбы Эгмонт попадает в тюрьму и погибает от рук палача. Но народ Нидерландов, вдохновленный решительностью графа, продолжает начатое им дело. Смерть героя была не напрасна, фламандцы побеждают и получают желанную свободу.
Герой Гёте Эгмонт был наиболее близок Бетховену по духу. Возможно, поэтому он является одним из самых любимых персонажей творчества Бетховена. Великая мощь, красота, благородство и совершенная ясность музыки поражают слушателя.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРТЮРА? — Увертюра – это инструментальная пьеса для оркестра, которую обычно исполняют перед началом представления (оперы, балета, кинофильма). Увертюра относится к программной музыке, т. е. к такой, которая рассказывает историю средствами музыкальной выразительности, без текста.
Увертюра «Эгмонт» стала самостоятельным произведением. Она в сжатой форме повествует о развитии и завершении трагедии.
В 1809 году Бетховен получает заказ от дирекции Венского театра на сочинение музыки к драме Гёте «Эгмонт», изданной в 1788 году. Идея спектакля была навеяна событиями, происходившими в Европе в тот период времени. В мае 1809 года армия Наполеона стремительно приближалась к Вене. Императору пришлось удалиться. Буквально в течение двух дней австрийская столица капитулировала.
Композитор с энтузиазмом принялся за работу, отказываясь от гонорара по причине своего глубокого уважения к И. В. Гёте. Репетиции постановки и сочинение музыки Бетховеном происходили одновременно. Но композитор работал над произведением долго и тщательно. Вся музыка к драме была уже создана, а увертюру обычно пишут в последнюю очередь. И Бетховен не успел закончить ее к премьере. Первый спектакль состоялся без музыки, второй – тоже. И только на третьем зрители смогли восхититься гениальным звучанием музыки великого маэстро. От этого произведение не стало менее популярным. Его любят и ценят во всем мире.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
- Поскольку композитор отказался от платы за сочинение, то дирекция театра сочла не обязательным появляться на спектаклях. Она действительно ни разу не присутствовала на представлении, оказав тем самым пренебрежение к великому произведению и его автору.
- Прототипом литературного персонажа являлся реальный человек – граф Эгмонт, который, в отличие от Эгмонта театрального, сдался испанским властям. Реальный граф явился банальным предателем. За что и был казнен завоевателями.
- Период создания увертюры «Эгмонт» совпал с событиями нападения наполеоновской армии на Австрию. Тяжелое положение австрийцев, унизительный мир с Францией – все это повлияло на восприятие трагедии «Эгмонт» не как театрального шедевра, а как политического проекта.
- Бетховен находился в это тяжелое время на родине, несмотря на то, что вся его семья была вынуждена удалиться из Вены. Композитор, ранее восхищавшийся Бонапартом и даже посвятивший ему «Героическую симфонию», был не слишком обрадован данными событиями. На предложение друзей переехать в Париж и продолжать там свою работу Бетховен ответил отказом и остался в Вене.
- Гёте и Бетховен относились друг к другу с огромным уважением. Мнение Гёте о композиторе было как о великом творце, имеющем, к сожалению, слишком тяжелый характер.
- Создание произведения происходило в период военных действий. Невдалеке от домика Бетховена постоянно раздавались взрывы. Композитор в это время уже начинал терять слух, и грохот снарядов причинял ему невыносимую боль.
Увертюра Бетховена «Эгмонт» — это философско-музыкальное произведение, декларирующее борьбу как путь к победе и счастью.