Пушкин написал свое стихотворение “К морю” в 1824, в этом же году умер всемирно известный поэт Байрон. Эти два события неразрывно связаны между собой, так как Пушкин был поклонником творчества Байрона, и очень скорбил по поводу его смерти. Пока Александр Сергеевич делал правки в черновом варианте, к нему несколько раз обращался Вяземский и просил, чтобы тот все-таки попробовал написать стихи, в которых бы почтил память Байрона. Они были бы напечатаны вместе с прозой писателя, но Пушкин был не совсем готов к тому, чтобы писать стихи такого типа.
Он переезжает в Михайловское, оставляя теплую Одессу, в которой и сделал очерки стиха. В Михайловском писатель и заканчивает писать свое стихотворение, которое он называет “К морю” и упоминает в нем о Байроне как гениальном творце и поэте. Также в нем он затрагивает проблему своего одиночества, ведь, как известно, призвание настоящего поэта — быть одиноким. Тема любви к морю очень часто встречается в творчестве Пушкина — он очень любил эту стихию и старался как можно чаще навестить Одессу, чтобы опять увидеть бескрайнюю морскую гладь.
Пушкин сравнивал себя с морским прибоем — он натыкается на “скалы” общества, пытается что-то донести ему, но разбивается о непонимание и равнодушие. Такое романтизированное восприятия жизни встречается в начале творчества писателя. После того как он прощается с Одессой и переезжает в Михайловское, начинается новый этап его творчества — для него характерны реалистичность, появляется больше жизненности, романтики и юношеских порывов становится все меньше и меньше. Взамен появляется все больше мудрости и смысла, который в большинстве случаев не лежит на поверхности — чтобы понять, о чем говорит поэт, нужно покопаться в биографии автора и особенностях самого произведения.
Литературные критики говорят о том, что стихотворение “К морю” было последним в “южном” цикле творчества Пушкина. Поэт как бы восхищается силой морских волн, их бурлением, свободой и гордостью. Складывается впечатление, что во время ссылки на юге поэту немного не хватало таких же качеств в его характере. Море постоянно преследовало его — в Петербурге оно было для Пушкина настоящей эмоциональной опорой, другом, приятелем. Оно, казалось, понимало поэта без слов. Но Пушкин не мог вот так взять и сорваться к морю — он понимал, что любое самовольное решение уехать из-под строгого наблюдения властей куда-нибудь может окончиться все той же ссылкой, только уже в Сибирь. Это и останавливало поэта от необдуманных и резких поступков.
Единственное желание поэта — стать свободным, как море, но сделать это на родной земле, а не где-то в чужих странах. Поэт желает сбросить с себя образовавшиеся оковы и обрести свободу — как физическую, так и эмоциональную. Он прощается с морем, говорит с ним о многих вещах. Например, почему известные люди, несмотря на свои большие, достойные внимания поступки, уходят из этой жизни? Почему он не может жить так, как хочет? Почему не может быть свободным и сколько еще ему нужно ждать освобождения? Эти и много других философских вопросов Пушкин задает своему товарищу, как будто море — единственное, кто может понять поэта и принять это таким, каков он есть.