Постановка «Юнона и Авось» на протяжении 40 лет не сходит со сцены самых известных театров во многих станах мира. Чем спектакль так привлекает зрителя, каким секретом владели его создатели?
Музыкальные темы, которые легли в основу оперы, были созданы композитором Алексеем Рыбниковым в 1978 году и предложены главному режиссёру театра «Ленкома» Марку Захарову. Темы представляли собой импровизации на темы известных православных песнопений, но, с учётом советской цензуры, это не афишировалось. Мелодичная, выразительная музыка режиссёру понравилась, и он приступил к поискам либреттиста, способного вложить весь спектр вызванных музыкой эмоций в стихи.
Среди популярных поэтов-песенников был выбран Андрей Вознесенский, которому было предложено развить и дополнить сюжет «Слова о полку Игореве», памятника русской литературы. Но Вознесенский, недавно закончивший работу над новой поэмой, предложил режиссёру её сюжет. Неожиданно Марк Захаров принял решение взять произведение в работу.
В основу либретто положена поэма Андрея Вознесенского «Авось», написанная в 1971 году после знакомства с документами о жизни в Америке русского дипломата Николая Резанова. Поэма не получила такой популярности, как опера на её основе.
Центром сюжета стала полная трагизма история любви 42-летнего русского графа Резанова к 15-летней дочери коменданта крепости Сан-Франциско. Свидетели реальных событий того времени считают, что в этой истории любви было много политического расчёта, а Андрей Вознесенский значительно романтизировал происходившие в реальности события, добавляя в сюжет новых героев и усиливая выразительность многих сцен. Тексты многих арий и хоров дополнительно дописывались к опере, чтобы создать плавность сюжетной линии и большую сценичность. Впоследствии авторы неоднократно заявляли, что опера не является биографической, но всё же, значительное сходство прослеживается.
Композитор Алексей Рыбников, занимавшийся написанием оперных номеров, постарался придать опере не только национальный колорит, но и современное звучание. Именно благодаря использованию современных эстрадных инструментов постановка не утрачивает актуальности и сегодня.
Концепт «рок-опера» не применялся к произведению в советское время, так как слово «рок» в большинстве случаев имело негативную окраску. Постановка была названа «современной оперой». К работе над ней были привлечены лучшие сценические специалисты того времени: балетмейстер Владимир Васильев, актёры Николай Караченцов, Александр Абдулов, Елена Шанина.
Несмотря на активную советскую цензуру, опера смогла увидеть свет быстро и без значительных сокращений. Постановка не имела аналогов, поэтому вызвала восторг и бурные комментарии западных критиков, что спровоцировало негативное отношение властей к авторам оперы. Рок-опера «Юнона и Авось» неоднократно обвинялась в пропаганде антисоветчины, но к показу не запрещалась. Её ставили разные коллективы на разных сценах, в том числе и ВИА «Поющие гитары», ставший впоследствии Санкт-Петербургским театром «Рок-опера»
Новое прочтение опера получила в 2009 году, когда впервые спектакль вышел без купюр. На протяжении всей сценической жизни спектакля его создатель, Алексей Рыбников, сопровождал своё произведение. Многие арии и сценические номера из спектакля сегодня живут своей жизнью.
Спектакль глубоко трогает душу каждого зрителя благодаря прекрасной возвышенной музыке, трагическое развитие любовной линии заставляет сопереживать героям оперы. Постановка рок-оперы «Юнона и Авось» не позволяет остаться равнодушным, каждый человек видит в спектакле что-то своё, незаметное другим зрителям, попадающее прямо в сердце.