Повесть «Посторонний» – это своеобразный манифест философского направления экзистенциализма. Главная цель, которую преследовал Камю – это передать и выразить сложную систему мировоззрений философов в художественной литературе.
Сам Альбер Камю за свою жизнь написал массу научных работ, однако они были написаны с терминологией, непонятной для простого человека. Соответственно, его идеи большинством были не поняты. Он сам это осознавал, так что создал произведение с основными посылами в удобоваримом формате.
Так что сегодня подробнее разберем повесть «Посторонний». Усаживайтесь поудобнее, возьмите себе что-то вкусненькое, а мы начинаем!
История создания
Работа над повестью началась в записной книжке Камю, где он схематически описал будущее произведение. Идея появилась у него в 1937 году, а на написание ушло более 3 лет.
Что касается композиции романа, то автор намеренно разделил ее на три части. В первой описывается жизнь и сам главный персонаж, во второй происходит преступление, а в финальной герой Мерсо восстает против господствующей морали.
Повесть впервые была прочитана в 1942 году, и сразу завоевала популярность. Для современников теперь эта книга выступает в роли визитной карточки всей экзистенциальной литературы.
Смысл названия
В те времена многие авторы использовали только прилагательные в качестве названия для произведения. Также «Посторонний» говорит об отношении главного персонажа к миру – он отрешен и смотрит на все со стороны, будто ничего в жизни не происходит именно с ним. Также кажется, что он равнодушно и праздно наблюдает за всем происходящим, и не чувствует эмоций, будто ему есть, куда уйти, и он тут ненадолго.
Ярче всего это видно в сцене с похоронами матери главного героя. Он подробно описывает день и пейзаж, жалуется на сильную жару, однако ни словом не обмолвился о своей печали. Также его логика видна в вопросе повышения, которое ему предлагают. Для него оказывается намного важнее видеть море, чем получить чуть больше денег.
О чем книга
Что касается сюжета, то основные события разворачиваются во Французском Алжире. Перед нами офисный работник Мерсо, который получает письмо о смерти своей матери. Она длительное время была в доме для душевнобольных, и он отправляется, чтобы провести ее в последний путь.
Однако он не может выдавить из себя ни одной эмоции, машинально выполняет все ритуалы, и совершенно безразличен к институту семьи, карьере и дружбе.
Повествование ведется от лица главного героя, и мы понимаем, что он безразличен ко всему. После смерти матери он заводит девушку, водит ее в кино, налаживает отношения с соседом. Тот делится с парнем своими самыми сокровенными тайнами. Например, он сообщает, что у него случилась размолвка с женщиной, которую он содержал втайне от своей супруги. Сосед Раймон также сказал, что в порыве чувств ударил ее. Брат жертвы не смог вынести такого оскорбления, и поклялся со своими товарищами отомстить.
По итогу, Раймон, Мерсо и их дамы отправляются на дачу к общему знакомому, чтобы провести время на природе. Однако преследователи и тут их настигают, а после брат жертвы застрелил обидчика.
В третьей части мы узнаем, что Мерсо подозревают в убийстве, он сидит в заточении и ведется следствие. Его допрашивает судейский чиновник, совершенно не понимая мотива преступления. Парень понимает, что бесполезно оправдываться, так как его никто не поймет.
Однако кульминация происходит в момент, когда духовный отец приходит в камеру, чтобы прочитать ему последнюю проповедь. Тут Мерсо категорически отрицает религиозные убеждения своего собеседника, и именно в этих словах заключена идеология, мышление и картина мира Мерсо.
Главные персонажи
Рассмотрим несколько персонажей и образов, которые главным образом участвуют в повествовании:
- Мерсо – это главный персонаж повести, который живет во французской колонии. Он отвергает общество и оно делает тоже самое. Одно его одиночество – это не стечение обстоятельств, а гордое и волевое решение. С романтизмом его объединяет гармония с природой, которая действительно крайне важна для него. Камю сам считал, что каждый человек на свете одинок, и жизненный путь он проходит без указки Бога. Он считал, что природа безразлична ко всем, она не любит, не жалеет и не против. Осознавая свою правоту, Мерсо хладнокровно принимает свою смерть.
- Мари – это простая провинциальная девушка, которая мечтает выйти замуж и устроить свою жизнь. Она начинает хорошо общаться с Мерсо, и после готова выйти за него замуж. Однако в глубине души она понимает, что тот уделяет больше внимания природе, а не мирским делам. Однако даже после совершенного убийства Мари все еще думает, что счастливый брак можно будет устроить. Камю этим образом показывает мелочность, традиционализм и консервативную парадигму, в которой живет большинство людей. Тоже самое говорил и отечественный писатель Островский в своей «Грозе». Если еще не читали эту пьесу, обязательно займитесь этим! Переходите по ссылке, эта статья никуда не денется.
- Раймон – это легкий и бесшабашный «друг» главного героя, который носит оружие, покупает любовь женщины и считать себя в праве ударить ее, у него криминальные наклонности. Камю говорит, что это двойник Мерсо, который потерял связь с природой, и заполняет внутреннюю пустоту страстями и пороками.
- Священник – этот персонаж выступает в роли собирательные образа религиозной идеи, которой придерживалось большинство людей при жизни Камю. Духовный отец говорит, что все уже предопределено на Небесах, все упорядочено и строго. Однако Камю за свою жизнь не смог убедиться в правдивости этой точки зрения, и решил больше не обманывать себя «господней волей». Именно для этого автор прописывает случайное убийство Раймона без особых причин, планов и желания.
- Образ Солнца – в языческих верованиях этот символ плодородия. Язычники очень боялись это светило, и приносили ему в дары огромные богатства и щедрые жертвы, чтобы урожай был хорошим. Именно Солнце вынудило Мерсо решиться на преступление, ведь он был наедине с природой длительное время. Он единственный, кто наблюдал за ней, изучал ее.
Проблематика
Смысл повести «Посторонний» заключается в поднимаемой Камю проблематике. Рассмотрим ее подробнее:
- Смерть Бога – мыслители XX века своими глазами видели и работали над упадком религиозных традиций по всему миру. Нигилизм, который случился позже, как раз возникает из прометеевского бунта.
- Кризис веры – Камю отринул идею религии, и считает ее ложью, которая используется только для того, чтобы нести определенную долю блага для общества и конкретного человека. Автор не понимает, почему дети грешны из-за своих родителей, и почему должны расплачиваться за ошибки или поступки других людей. Камю выступал за ясность видения, которое требовало честности перед самим собой без уловок, отказов от смирения и верности перед своим непосредственным опытом.
- Вседозволенность и подлинность выбора – автор считает именно подлинность выбора единственной оценкой существования человека. Именно каждый из нас должен принимать свои собственные решения.. Вопрос только в том, кто и как принимает решения в соответствии со своими моральными и этическими нормами. Камю также считает, что хаос не нужно уничтожать какими-то скачками и самоубийствами, его нужно просто изжить.
- Несправедливость, приведшая к смерти Мерсо, которого обвинили на основании того, что он не плакал на похоронах и знал о готовящейся мести арабов Раймону.
Камю говорит нам о том, что каждый человек волен делать свой выбор и поступать так, как считает нужным. Единственное условие – нужно быть честным с собой, и ограничивать себя только этическими и моральными нормами, которые были выработаны лично, а не навязаны религией, верованием и обществом.
На этом наша статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях. А у нас на этом все. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!