Это стихотворение, написанное по «горячим следам» роковой дуэли Пушкина, положило начало поэтической славе юного Михаила Лермонтова, создало молодому офицеру репутацию опасного вольнодумца и стало причиной царской немилости, сопровождавшей Лермонтова до самой его гибели.
История создания
Точная дата история создания этого стихотворения неизвестна до сих пор, несмотря на старания нескольких поколений литературоведов, а современные автографы ненадежны, потому что, если верить датировке рукописей, «На смерть поэта» было создано еще до кончины Пушкина. В любом случае оно не могло быть написано раньше 29 января (10 февраля по старому стилю) — даты смерти поэта. Судя по содержанию стихотворения, двадцатидвухлетний корнет Михаил Лермонтов был знаком с ходившими по Петербургу слухами о том, что Пушкина погубили не только светские сплетни, заставившие его вступиться за честь жены, но и козни власть имущих, включая самого могущественного человека в Российской империи — самого царя Николая Первого, который в действительности вряд ли был причастен к этой запутанной истории. Впоследствии стихотворение Лермонтова стало частью литературной мифологии о смертельной ненависти Пушкина к Николаю, хотя в реальности отношения между поэтом и царем были хотя и непростыми, но далеко не такими драматичными. Разумеется, такое стихотворение не могло быть напечатано — оно распространялось в рукописях, с которыми вскоре познакомился весь читающий Петербург. Когда до Николая дошла весть, что автор крамольных стихов — Михаил Лермонтов, он отдал приказ посадить поэта под арест, а затем отправить служить на Кавказ.
Темы и проблемы
Это стихотворение, созданное на конкретном историческом материале, посвящено более обширной теме, которую можно назвать вечной для русской литературы — взаимоотношениям поэта и власти, а также клевете, которая губит лучших людей России. Сам Лермонтов отрицал, что его стихотворение направлено лично против царя, и уверял, что он имел в виду лишь представителей светского общества, распространявших гнусные сплетни о семейной жизни Пушкина. Возможно, что он говорил чистую правду, но все-таки с самого начала стихотворение воспринималось как прямое обвинение, брошенное верховной власти — нечто вроде вызова на дуэль, ответить на который было делом чести.
Композиция
Стихотворение делится на три части. Первая из них полна ужаса, вызванного у современников Лермонтова известием о смерти Пушкина. Хотя великий поэт и был известен как заправский дуэлянт, весть о гибели Пушкина была подобна удару молнии, тем более что он стал семейным человеком и давно не отправлял вызовы на смертельные поединки, а о том, что примирение с Дантесом длилось недолго, знали далеко не все. В то время дуэль считалась не только грехом (дуэлянты приравнивались к самоубийствам), но и уголовным преступлением, поэтому дуэлянты подлежали жестокой каре, а известия о подготовке к смертельно опасным поединкам держались в секрете.
Вслед за оплакиванием Пушкина и проклятиями в адрес его убийце-чужеземцу следует обвинение людей, которые оказались косвенно причастными к гибели поэта, распространяя сплетни об его семейной жизни и направляя руку Дантеса, который, возможно, оказался даже менее виновным, чем эти светские сплетники. Лермонтов не называет имен, но его современники сами решали эту задачу, называя имена первых лиц Российской империи и даже самого царя. И финал — обещание суда над виновниками гибели поэта, при этом Лермонтов дает понять, что и убийцу и светских сплетников ждет если не человеческий суд, то Божие наказание и презрение потомства.
Жанр, направление, размер
Стихотворение, первая часть которого написана четырехстопным ямбом, вторая — близким к нему по звучанию и торжественности шестистопным ямбом, сочетает признаки сразу двух жанров — скорбной элегии (которой, по сути, и является первая часть), и сатирического послания в адрес как убийцы Пушкина, так и его приспешников, принадлежащих к самым прославленным аристократическим родам. Поэт, безжалостный по отношению к своим родовитым современникам и известный самым мрачным взглядом на окружающую его действительность, клеймит и предков этих знатных господ, прославившихся в свое время своим раболепием и лицемерием. Эти намеки созвучны многим литературным произведениям 1820-1830-х годов, включая «Горе от ума» Грибоедова и содержат прямой намек на пышное и блистательное, но полное лицемерия и заискивания перед властью екатерининское царствование, которое прославилось безумной роскошью и бесчисленными злоупотреблениями знатнейших вельмож, старавшихся если не выпросить очередные милости у покупавшей лояльность придворных императрицы, то хотя бы запустить руку прямиком в государственную казну,
Средства выразительности, образы и символы
Стихотворение Лермонтова насыщено свойственной торжественной поэзии символикой, которая употреблялась еще Державиным и другими поэтами 18 века в сатирах и одах, но не выглядит в данном случае напыщенной, неуклюжей или старомодной. То же касается и слога самого стихотворения, которое становится то патетическим, то скорбным, то язвительным. В духе поэзии разных эпох безвременно оборвавшаяся жизнь Пушкина связывается то с погасшим светильником (сравнение столь же древнее, сколько и сама мировая цивилизация), то с венком триумфатора, который увял слишком рано. Если вы хотите познакомиться с лучшими в русской литературе образцами уместного употребления торжественной лексики и разнообразных символов, вам не обойтись без внимательного прочтения «Смерти поэта».
Проблематика и основная идея произведения
Как было сказано выше, знаменитое стихотворение Лермонтова положило начало тому, что можно назвать популярной мифологией о дуэли и смерти Пушкина и стало источником вдохновения для множества талантливых поэтов, освещавших тему трагических отношений поэта и царя, включая, к примеру, Марину Цветаеву. Но значение этого стихотворение много шире, чем отклик на злобу дня, хотя бы это и было одно из ключевых событий русской литературы. Оно посвящено вечной теме противостояния поэта и власти, гения и светской черни, которая радуется его малейшим промахам и готова пригвоздить великого человека к позорному столбу, а порой и готовит предпосылки для его трагической кончины.
Всем, кто знаком с пушкинским творчеством, известно, что эти темы были одними из важнейших и для самого Пушкина, много размышлявшего о поэте и его призвании, об отношениях между поэтами и читающей публикой (которая во времена Пушкина была очень невелика и практически полностью состояла из представителей привилегированных сословий), о соотношении общественного мнения и личной позиции поэта. Впоследствии эту тему подхватили Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский и другие большие поэты, многие из которых прямо обращались к образам, характерным для пушкинского творчества, и даже к названиям его произведений. Так что «Смерть поэта» — это литературное явление, которое не только определило судьбу юного поэта, прославив его на всю Россию, но и сделалось продолжением творчества самого Пушкина.