«Жили-были мужик с бабой, было у них двое ребят — девочка постарше да маленький сынишка. Вот как-то отец с матерью отправились на ярмарку, а девочке наказали нянчить братца и обещали привезти подарок». Узнаете? Вот так начинается знакомая с детских лет старая русская сказка о братце с сестрицей, бабе-яге и зловещих гусях-лебедях — ее верных слугах. Ее пересказывало множество талантливых писателей — таких, как автор самого прославленного русского словаря Владимир Даль или замечательный педагог и автор поучительных рассказов для ребят Константин Ушинский. Так чему учит нас эта история?
Наверное, ее выслушивало в качестве наставления множество маленьких девочек, которым больше хотелось играть с ровесницами, а не нянчить малышей. Ведь сказка эта была придумана в те времена, когда не было ни яслей, ни детских садов, няни были лишь у богатых, а большинство взрослых день-деньской было занято тяжким трудом, вынужденно переложив присмотр за малышами на ребят чуть постарше — их старших сестер и братьев.
И так было не только в России, но и по всему миру. И конечно, взрослым было очень важно, чтобы эти дети-няньки, младшим из которых было всего по пять-шесть лет, не отвлекались от исполнения своих обязанностей, не убегали играть и не оставляли малышей в одиночестве. Пусть баба-яга и ее зловещие посланцы существуют только в сказках — маленькому ребенку в деревне угрожают тысячи опасностей, начиная с злых деревенских собак, которые бегают на свободе, и заканчивая глубокими колодцами, в которых запросто можно утонуть даже взрослому.
А еще эта сказка, как и много других, учит вести себя правильно, когда попадаешь в волшебный мир. Один из законов этого мира — «помоги просящему, в ответ он поможет тебе, когда ты попадешь в беду». Он действует и в нашей с вами реальной жизни, пусть не со стопроцентной вероятностью, а в сказках «работает» просто безотказно. Накорми голодных собак бабы-яги — и они не кинутся на тебя, когда ты будешь бежать мимо них вместе с братцем, приласкай кота, и он не разбудит хозяйку своим мурлыканием в самый ответственный и опасный момент, смажь маслом ворота — и они не выдадут тебя предательским скрипом.
В волшебном мире очень важно быть вежливым даже со старой яблоней и печкой-кормилицей, и тогда в момент опасности они укроют тебя от врагов, а потом и накормят пирогами и яблоками. Кстати, в варианте, записанном Ушинским, девочка оказывается маленькой баловницей, которая по пути к бабе-яге пренебрежительно отказывается и от кислых яблочек дикой яблони, и от ржаных пирогов, приговаривая, что дома у батюшки с матушкой она привыкла к более вкусному угощению. Зато после чудесного спасения она с радостью отведает и того и другого и будет благодарна и печке и деревцу, что они укрыли ее и брата от злобных птиц и заодно научили уму-разуму.
Но кто же такие баба-яга, которая хочет то ли съесть младшего брата, то ли применить к нему какое-то неведомое нам колдовство, и ее крылатые посланцы, которые без труда уносят малыша к лесной избушке своей хозяйки? Если верить ученым, история этих образов тянется в глубь даже не веков, а тысячелетий. Баба-яга — лесная колдунья, которая были и знахаркой и наставницей молодежи и одновременно могущественное женское божество, живущее на границе жизни и смерти, а гуси-лебеди — птицы, которые прилетают прямиком из царства мертвых. Баба-яга бывает злобной людоедкой (как и в этой сказке), но чаще всего она помогает главному герою, Ивану-царевичу или Василисе Прекрасной и мудрыми советами и волшебными предметами, которые помогают им одолеть своих врагов, пройти все испытания и вернуться домой с победой.
В некотором роде баба-яга становится наставницей и в этой сказке. Приключение с ней учит девочку уму-разуму. Теперь она ни за что не оставит братишку в одиночестве, в крайнем случае пойдет на улицу к подружкам, прихватив его с собой. А братец в свою очередь будет слушаться старшей сестры, которая опекает и защищает его словно вторая мать. Вот такой житейской мудрости учит детвору эта старая сказка!