Чему учит нас история князя Петра и его жены Февронии?

Чему учит нас история князя Петра и его жены Февронии? Смысл книги

Эту пару героев средневековой легенды попытались провозгласить идеалом супружеской пары, а праздник, учрежденный в их честь — подходящей заменой «импортному» дню святого Валентина, что вызвало насмешки «продвинутых» граждан, вдоволь посмеявшихся и над именем главной героини, и над ошибками, которые то и дело допускали герои. Муромский князь Петр и его супруга Феврония, простая крестьянка, которая стала княгиней — кто они? Годятся ли они на роль идеальных влюбленных? И вообще, чему может научить нас эта легенда, до недавних пор знакомая лишь любителям старины и народного творчества?

Начнем с того, что святые и не обязаны быть идеальными. Если познакомиться хотя бы с кратким изложением их «биографий», видно, что многие из них были пьяницами, распутниками, игроками и даже совершали преступления до того момента, как раскаялись и обратились к Богу. На этом фоне князь Петр выглядит не самым страшным грешником!

Кстати, муромский князь Петр, который пообещал крестьянке Февронии а обмен на исцеление жениться на ней и не выполнил обещанного, поступил вполне логично по меркам хоть Древней Руси, хоть относительно недавнего девятнадцатого века. Ведь она была простолюдинкой, а он — князем. Возможно, он предвидел, как будут относиться к ней его приближенные, потребовавшие в конце концов их развода, но добившиеся взамен ухода в изгнание князя и княгини. Разумеется, через короткое время они раскаялись и Петр с Февронией вернулись на княжеский престол, но, как говорится в старом анекдоте, «осадок остался».

Словом, мудрая Феврония ясно видела, что ее будущий супруг несовершенен, подвержен искушениям и закончила лечение от змеиного яда не до конца, надеясь, что Петр наберется ума-разума. Так и вышло — когда Петр снова расхворался и понял, что вернувшийся недуг — кара за нарушение клятвы, он женился на Февронии, хотя и предвидел, что бояре и другие царедворцы ему этого не простят.

К истории о Петре и Февронии есть и другие претензии, которые предъявляют на этот раз благочестивые граждане, забывая, что легенда — не жития святых. Ведь тот рассказ, который положен в основу нового праздника (Дня любви и верности) — это именно предание, а не житие, в котором нет ни крылатого змея, ни поразившего дракона чудесного меча, ни истории с удивительным исцелением муромского князя и лукавством Февронии. Житие выглядит намного суше и скучнее, и не удивительно, что наши предки предпочитали именно легенду, создававшую простор для воображения и напоминающую сюжеты волшебных сказок.

Если вчитаться в эту историю повнимательнее, то Феврония окажется сродни Василисе Премудрой, девочке-семилеточке, которая оставляет в дураках жадного и злого царя, Василисе Микулишне, знакомой если не пересказу былины, то по любимому всеми мультику, и другим фольклорным героиням. Она не только загадывает остроумные загадки, но и читает в сердцах людей и провидит будущее. А заодно то и дело утешает своего князя, который частенько гневается, впадает в уныние и вообще оказывается более малодушным, чем слабая женщина самого простого происхождения.

Так чему же учит нас эта история? Во-первых, умению не обольщаться и знать, что любой из людей, от правителя до бедняка, подвластен искушениям,точь-в-точь как князь Петр и его подданные. Трудно, почти невозможно найти человека, который не боится показаться неудачником, подкаблучником, трусом, скупцом или бедняком с неистребимыми «нищенскими» привычками. Даже в обсуждаемой нами «Повести» такой человек только один, и это — сама Феврония.

Во-вторых, «Повесть» показывает, что семейная жизнь полна множества испытаний, но супруги, которые пройдут по этому пути, сохранив верность друг другу, любовь и терпение, достойны княжеского венца.

В-третьих, она помогает нам понять не только седую старину, обычаи и законы, по которым жили наши предки, но и разобраться в самих себе.

И наконец, это увлекательная история, концовка которой напоминает красивую рыцарскую легенду о любви вроде «Тристана и Изольды», которые тоже умерли в один день и час, как и подобает любящим.

Оцените статью
Добавить комментарий