Каждый год в декабре снова начинаются предпраздничные споры о том, кто может претендовать на звание главного новогоднего волшебника — наш Дедушка Мороз или заморский Санта Клаус и главное, кто придумал Деда Мороза? Некоторые считают, что наш Дедушка еще молод и был придуман в рамках «реабилитации» Нового года в конце 1930-х, другие — что его придумал Некрасов (хотя персонаж его поэмы «Мороз, Красный нос» имеет очень мало общего с нашим добрым Дедушкой, который не пугает даже самых маленьких ребят).
Но имеется и третья версия, согласно которой сурового на вид, но справедливого и щедрого волшебника придумал один из самых оригинальных русских писателей 19 века — князь Владимир Одоевский, который увлекался мистикой и естественными науками, был хорошим приятелем самых талантливых русских людей 1820-1830-х годов, в том числе Пушкина, а также писал фантастические произведения для взрослых и сказки «с научным уклоном» для детей (самая знаменитая — иллюстрирующий законы механики «Городок в табакерке).
Сказка изобретательного князя, который увлекался всем на свете, от философских премудростей до хитростей кулинарии, называется «Мороз Иванович» и переиздавалась множество раз, как в дореволюционной России, так и после 1917 года. Ее героини — две девочки-сестренки с «говорящими» именами, Рукодельница и Ленивица, живущие вместе со старой нянюшкой. Похоже на сказку братьев Гримм о Госпоже Метелице, верно? Только героини — не взрослые девицы, а маленькие девочки, судя по их поведению, не старше десяти-двенадцати лет, а добрая и ласковая нянюшка совсем не похожа на злую мачеху. Если Рукодельница день-деньской хлопочет по дому, она делает это по доброй воле, а не потому, что ее кто-то принуждает. И Ленивица, пусть она привыкла спать до обеда, не бранит и не обижает сестричку.
Но в один памятный день Рукодельница роняет свое ведерко в колодец и.. прыгает туда следом за ним. Вот только попадает она не на сырое холодное дно колодца, а во владения Мороза Ивановича, который принимает девочку как дорогую гостью, но рад видеть, как она ведет его стариковское домашнее хозяйство. В награду за прилежание девочка получает полное ведро серебряных пятачков. С учетом цен почти двухсотлетней давности, этот подарок — настоящее сокровище с точки зрения не только ребенка, но и взрослого человека!
А когда Рукодельница возвращается домой с подарком, ее ленивая сестричка тут же решает отправиться погостить у Мороза Ивановича и отправляется туда тем же путем, что и прилежная сестра. И хотя она живет у Дедушки в полном безделье, а ее попытки заняться хозяйством приводят к самым печальным результатам, она получает свой подарок — огромный алмаз! Вот только когда она возвращается с ним домой, алмаз тает. Ведь это был не алмаз, а просто большущая сосулька! Что же, это пустяк по сравнению с той «наградой», которая ждет лентяйку в народных сказках — ведь там ленивые девушки возвращаются домой все обляпанные смолой или же вообще превращаются в уродов.
Где же научная составляющая этого рассказа? Она на своем месте — когда Рукодельница спрашивает Дедушку о том, зачем он укрывает землю толстым слоем снега, он говорит, что это помогает растениям, в том числе всходам озимого хлеба, отдохнуть и набраться сил до прихода весны. А трескучие морозы, которые не дают людям спать, напоминают людям, чтобы те не забывали об оставшихся без крова бедняках. Вот такое сочетание реальности и сказки!
Словом, добрый Мороз Иванович действительно похож на нашего старого знакомого — Дедушку Мороза. И то, что он не только награждает за усердие, но и наказывает за лень, вполне соответствует знакомому нам образу — ведь когда-то и Санта Клаус, и Рождественский дед не только награждали хороших ребят, но и наказывали непослушных.
Но главный урок, который можно извлечь из этой сказки — то, что быть расторопным и умелым не только выгодно, но и весело и интересно. Мало кто захочет подражать вечно сонной и недовольной Ленивице и, напротив, многие ребята хотели бы подружиться с ее веселой неунывающей сестричкой.