Чему учит повесть Куприна «Гранатовый браслет»?

Чему учит повесть Куприна "Гранатовый браслет"? Смысл книги

Эта небольшая повесть объемом меньше чем в сто страниц считается образцовым произведением о великой любви, которая дается немногим смертным. В самом деле, ее главный герой, бедный телеграфист Желтков, жил любовью и только любовью к недоступной для него замужней женщине из хорошего общества и покончил с собой, получив жесткую отповедь от мужа прекрасной княгини Веры. Но любовь ли это или нечто совсем иное?

Повесть начинается с рассказа о спокойной размеренной жизни Веры Шеиной, которую связывают с ее супругом практически дружеские отношения, об анонимных письмах загадочного поклонника, которые получает она начиная с лет девичества и с рассказа давнего друга семьи Веры старого генерала Аносова о примерах великой любви, озаряющей человеческую жизнь. Он рассказывает о двух мужчинах — уважаемом товарищами отважном боевом офицере, которого водила вокруг пальца его неверная жена, и о наивном юноше, который поспешил выполнить приказ обожаемой им женщины, искалечил себя и погубил свою молодую жизнь. Сам старик Аносов признает, что эти истории хороших людей, ставших жертвами вздорных дамочек, выглядят не столько возвышенно, сколько жалко и вызывают не столько восхищение, сколько брезгливость. Но ни он, ни даже Вера не подозревают, что подобная история вот-вот перевернет размеренную жизнь всего семейства Шеиных.

Узнав, что загадочный поклонник продолжает переписываться с Верой, сделавшейся из молоденькой девушки замужней дамой,и вдобавок сделал ей довольно ценный подарок — эффектный, хотя и старомодный гранатовый браслет, брат Веры решает вместе с ее мужем отправиться на квартиру к этому «преследователю». И обнаруживают безвредного на вид молодого мужчину, который признается, что обожает Веру с юных лет и готов оставаться робкой безмолвной тенью до конца своей жизни. Когда же брат Веры все-таки требует от него перестать компрометировать молодую женщину, Желтков выпрашивает позволения написать ей последнее письмо. Это письмо оказалось действительно последним — вскоре до Шеиных дошла весть, что несчастный покончил с собой. По официальной версии, заранее заготовленной самим Желтковым, он совершил растрату и застрелился, чтобы не оказаться опозоренным.

А тем временем Вера читает то самое предсмертное письмо Желткова, его довольно пространную и волнующую душу исповедь. Бедняга признается в том, что единственным из его талантов и единственным желанием была любовь к недоступной для него женщине. Когда эта любовь даже в виде робких вздохов на расстоянии сделалась для него окончательно запретной, он,по его собственному признанию, не смог без нее жить. Теперь молодой женщине предстоит как-то жить дальше с этим откровением, тем более что несчастный «догадался» застрелиться как раз в день ее рождения. При этом Желтков вряд ли думал, что о нем будет скорбеть по крайней мере один человек, который любил его со всеми странностями — его старушка-мать.

Но был ли выстрел Желткова единственно возможным выходом, даже если он был более чем заурядным человеком, наделенным одним-единственным талантом — боготворить свою недоступную даму и время от времени писать ей совершенно неуместные в его положении письма? Его не сравнишь с безумным Дон-Кихотом, который не только обожал свою Дульсинею, но и совершал в ее честь бесчисленные, хоть и нелепые подвиги. Конечно, сражаться с великанами в виде ветряных мельниц — занятие не для начала двадцатого века, но Желтков мог бы, по крайней мере, найти себе какое-нибудь посильное и полезное занятие — например, стать братом милосердия и через несколько лет пойти в санитары в госпиталь Первой мировой войны, или стать деревенским учителем, или помогать бедным если не деньгами, которых у него нет и не было, то хотя бы своим трудом. Вспомним, что в момент действия повести ему около тридцати пяти лет, он молод и здоров и мог бы найти множество занятий, чтобы утопить в них свое горе. Вместо этого он предпочел самый простой путь — застрелиться, так что это не пример, а предостережение молодежи: «Не делайте так ни за какие коврижки».

Оцените статью
Какой смысл
Добавить комментарий

  1. olga

    Это не пример, и ничему не учит, и генерал Аносов все объяснил в начале.
    Это несчастный случай. Уберечься нельзя, просчитать нельзя.
    Помните, в » Хождении по мукам»: «Вы не должны меня бояться, у меня грудная жаба, я старик. Со мной случилось большое несчастье, – я вас полюбил. О, какое милое, какое милое ваше лицо…»
    Повесть об этом — с Желтковым случилось большое несчастье, он полюбил. Увидел — и полюбил.
    Булгаков о том же писал: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
    Тут, хотя бы сразу обоих. Не знаю, хуже или лучше.
    Это единичные случаи, тут нечему учиться.
    Сейчас, наверное, психиатрия, психотерапия, наверное лечат. Со мной такое случись, я бы не лечилась.

    Ответить
  2. Любовь

    Много «если бы».В том и талант писателя,чтобы показать ,что любовь -это очень непросто

    Ответить
  3. Михаил

    Что воровать не хорошо.

    Ответить
  4. Марина Булыгина

    Автор совершенно ничего не понимает в том, о чём повествуется в данном произведении. Особенно мне на душу легли его рекомендации «найти себе какое-нибудь посильное и полезное занятие…» Просто бред сивой кобылы.

    Ответить
  5. Tompos Valentina

    Боже, ну и бред! Какая страрушка-мать? Проитайте повесть Куприна внимательнее, а потом пишите!

    Ответить
  6. Борис

    Мы не знаем мнение самого автора — Куприна А.
    Он отобразил спорный пример жертвенной любви. Романтическая повесть, где есть любовь бедного юноши, красота недоступной для него богатой женщины, подарок, смерть юноши,горечь женщины и т.п. Такой набор событий для повести имеет тиражный эффект.
    В наше время мы безжалостно препарируем действия Желткова.
    Мелкая по социальной значимости личность, интроверт — мечтатель. Не может повзрослеть и продолжает находиться в плену сладостно-мучительных любовных иллюзий юношестских чувств. Он понимает, что недостоен предмета его любви Ему бы с воспалением ума к психиатру, так нет, пошел на крайние жертвы. Сделал откровенную глупость — совершил растрату, купил гранатовый браслет, отправил Вере, которая его не знает. Затем застрелился
    Его воспаленный мозг выплеснул этот отчаянный поступок, сознавая, что ответных действий со стороны предмета обожания не будет.
    С ним все понятно. Теперь оценим чувства Веры. Замужем, обепечена, строгих правил морали, чувствителна , интеллигентна. Ей этот Желтков ни с какого боку не нужен. К тому же.
    1. Для того времени — гранатовый браслет — не самая привлекательная вещь для замужней женщины из высшего общества.
    Если бы браслет был брилиантовый и приобретен честно — то он все равно был бы возвращен дарителю.
    2. Получить в подарок вещь, приобретенную на украденные деньги — это уже криминально и оскорбительно . И т.д.
    Романтичен финал повести. Вере искренне жаль юношу. Но она невольно стала причиной его самострела. Дальше ей жить с этой психотравмой. Этого хотел покойный Желтков?

    Ответить
  7. murlockslayer

    На мой взгляд, смысл совсем в другом. Никто не задумывался, почему муж Веры потратил столько сил на то, чтобы найти тайного воздыхателя и вернуть ему его подарок? Ревность? Не только и не столько. Главная причина в том, что в те времена существовало неписанное правило: если женщина приняла подарок, значит, дает понять подарившему, что она испытывает к нему чувства. Останься браслет у Веры в обществе сразу пошли бы слухи, что на самом деле она знает, кто его подарил и наверняка встречается с ним в тайне от мужа.
    А сейчас принимать подарки от мужчин, которые женщине никак не интересны, не только перестало осуждаться, но и превратилось в некий способ заработка. Причем не только женщина не считает себя виноватой, но и мужчину общество не поддерживает, дескать, сам виноват, надо было не давать себя обмануть…

    Ответить
  8. Аркадий

    Не делать так ни за какие коврижки? Ой какое большое спасибо за совет!
    Вот не дал бог ума, чего высовываешься?

    Ответить
  9. Галина

    Столько искажений текста и фактических ошибок! А уж про понимание идеи автора — даже говорить нечего! Примитивное прочтение на уровне 5 класса

    Ответить
  10. Соня

    А я думала, что повесть о романтике, ну да . без хэппи энда. Вроде бы и учителя в прошлом веке были того же мнения. Радует то, что кто ж сегодня такие книжки читает? Только пенсионерки, бывшие пионэрки.

    Ответить