Н.В. Гоголь создал много произведений, которые затрагивают тему потусторонних сил. Вот и мистическая сказка «Заколдованное место» как раз о нечистой силе, между строк которой завуалирован поучительный смысл. Рукопись книги не сохранилась, поэтому год ее создания ориентировочно называют 1830. Достоверно известна лишь дата издания в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это был 1832 год.
В повести сюжет завязан на дьяке, который вспоминает былую молодость, в частности как жил весте со своим дедом Максимом в шалаше близ дороги. Как-то раз к ним заехали торговцы, среди которых оказался старый знакомый деда. Последний так обрадовался встрече, что пустился в пляс. Все действо происходило на огороде деда. Когда дед стал танцевать, то почувствовал некие странности, будто время и пространство изменились. Непонятно как дед вдруг оказался в незнакомом месте. Он в непроглядной темноте кое-как выбрался на тропинку и увидел горящую свечку на могилке. Он подумал, что там клад, но ни лопаты и ничего подходящего для того, чтобы начать копать, не было. Дед закрыл могилку лесиной, вернулся домой и лег спать. Торговцев к тому моменту уже не было.
Дед Максим вместо того, чтобы испугаться этой ситуации, проявляет к заколдованному месту нездоровый интерес. Его не страшили аномальные явления, которые там происходили. Желание разбогатеть овладело его разумом.
На следующий день кладоискатель вооружился лопатой, но найти то самое место ему не удалось. Он вернулся домой и лег спать, бранясь что есть мочи. Занялся новый день, дед трудился на бахче. Лопата на этот раз была при нем. И снова встал он на заколдованное место. Оказался дед около той могилки со свечой. Окопал он камень, который прикрывал могилу, столкнул его. Только сел, чтобы передохнуть, как за спиной кто-то чихнул, но никого не видно. Хоть и пугала деда эта нечистая сила, но он-таки достал бочонок, который был на дне могилы и покатил его домой. В итоге выяснилось, что в бочонке лежал разный мусор. С тех пор дед креститься чаще стал, родственникам запретил ходить на заколдованное место и велел только мусор туда и сбрасывать.
По классике жанра мораль в сей сказке присутствует и не одна. Если нечистая сила решит обвести человека вокруг пальца, то она добьется этого, особенно если он падок до легкой наживы. И хорошо, если потерпевший отделается только обманом, как дьяк. Ведь все могло бы закончиться намного хуже. Автор предостерегает своих читателей от общения с разной нечистью.
Заколдованное место автор наделил человеческими качествами, отчего таинственная сущность кажется более очеловеченной, чем просто местом с аномальными явлениями. Это отсылка к тому, что в мире есть такие же нечестивые горе-люди, которые обманывают и обводят вокруг носа, оставляя ни с чем.
Повесть учит не кичиться перед другими своими заслугами, доставшимися легко и безнравственно. Присутствует поучение не быть слишком настырным там, где этого не требуется. В то же время Гоголь поощряет храбрость и упорство в достижении своих целей. Необходимо лишь здраво рассуждать и чувствовать грани дозволенного. Автор хвалит бескорыстность, заботу о своих близких, поскольку дед стремился на свое ожидаемое богатство прикупить внучатам конфет, порадовать их.
Гоголь учит не хвастать перед другими, ведь все началось с лихого танца, которым дед Максим хотел покорить заезжих торговцев, чтобы те увидели, что он еще достаточно ловок и проворен. Хвастунам стоит задуматься над своими повадками и остановиться вовремя, чтобы уберечь себя от различных неприятностей. Автор высмеивает жажду к легким деньгам. Особенно хорошо чувствуется его саркастический тон, когда дед прикатил бочку, с восторгом расписывая внукам все несметные богатства, которые там находятся. Заработать деньги, которые будут приносить пользу и счастье, можно исключительно честным трудом.
То, что дед после истории с заколдованным местом стал более религиозным — поучение, особенно актуальное для христиан. Ведь только Бог дарует истинное счастье и способен защитить от бесовских напастей.