Чему учит произведение «Страшный рассказ»

Чему учит произведение «Страшный рассказ» Смысл книги

На уроках литературного чтения во 2 классе ребята знакомятся с рассказами советского писателя и художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР Евгения Ивановича Чарушина. На страницах интересных красочных книжек о мире животных читателя встречают малыши: хитрые лисята, шаловливый медвежонок, трогательные олешки, зайцы-трусишки и многие другие. Писатель еще ребенком часто бывал с отцом в лесу, встречал зверей и писал о своих наблюдениях за ними разные истории. Он с детства не расставался с карандашом и кистью, изображая в альбоме питомцев их семейного подворья. После окончания живописного факультета Академии художеств в Ленинграде Чарушин стал профессиональным графиком и художником анималистом. Известен тем, что прекрасно иллюстрировал собственные литературные произведения для детей об удивительном мире зверей и птиц.

Интересный и забавный лесной персонаж присутствует в истории, которую Чарушин озаглавил «Страшный рассказ». Главными героями в нем являются братья Шура и Петя. Они вместе с родителями приехали на лето на дачу. Зверек, который однажды забрался к ним в дом, был совсем маленький и вполне безобидный, но навел там страшный переполох. А дело было так. Однажды вечером родители оставили детей одних, а сами ушли в гости к соседям.

Пришла пора спать, Петя и Шура собрались лежа в кроватях книжку полистать, но не давал шорох за стеной. Ребята забеспокоились, потому что это была точно не мышь. На всякий случай, для поддержки духа, стали хвастаться, что если это воры, то они дадут им отпор. Еще тревожней стало, когда из-за двери послышалось, как кто-то негромко топает и пыхтит. Петя и Шура стали уговаривать друг друга, что не боятся даже тигра или крокодила, но страх не отступал. Про людоедов вспомнить не успели, потому что перепуганный Петя забрался к Шуре на кровать и с головой накрылся одеялом.

Они потушили лампу, перестали разговаривать. Тихо лежали в темноте, затаив дыхание и не шевелясь, пока не услышали стук открывающейся двери. Это вернулись мама и папа. Взрослые зажгли свет, увидели перепуганных детей, расспросили о случившемся. Когда мальчики успокоились, все начали осторожно искать того, кто издавал эти странные звуки. Вдруг через сени кто-то шарахнулся вдоль стены и скрылся в дальнем углу. Смотрят – а там свернувшийся шариком ёжик! Он спрятался от яркого света и громкого звука. Зверек так перепугался сам, что не понял, что своим топотом и фырканьем заставил дрожать от страха Петю и Шуру. Потом было много умиления и смеха, пока лесного гостя пытались взять в руки. Поймали шапкой, чтобы не уколоться, и отнесли в чулан. Угостили кусочком мяса, дали молока, он и успокоился. История закончилась хорошо. Ежик остался жить в доме. Теперь его никто не боялся. Знали, что это ночное животное, с сумерками выходит из укрытия и топает по своим делам. Не пугали мальчиков больше ни темнота, ни звуки окружающей природы за стенами дачного дома, расположенного на самом краю леса.

Главная мысль рассказа заключается в том, что больше всего нас может напугать то, чего мы не понимаем и не умеем объяснить – невидимый объект, неясный звук. Как говорится, у страха глаза велики. А когда тайна разгадана, чувства опасения и боязни исчезают. В устной народной речи на эту тему есть образное выражение: «У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки». Вот другие пословицы, отражающие главную тему рассказа – о преувеличенном страхе и необоснованной трусости: Пуганая ворона и куста боится; Трусливому зайцу и пенек – волк; Страх на тараканьих ножках ходит. В русском народе характеризовали человека, поддающегося пустым страхам – своих лаптей испугался.

«Страшный рассказ» на примере мальчиков поясняет, что не надо хвастать понапрасну. Автору вторит народная мудрость: «Не страшись, да и не хвались». Рассказ учит быть храбрым, но не только на словах, а и на самом деле. В стародавние времена, когда русские люди призывали друг друга к отваге, они говорили: «На всякую беду страха не напасешься».

А еще Евгений Иванович Чарушин учит читателя любить животных, не обижать их, изучать повадки и поведение, восхищаться красотой мира природы. Животные являются героями почти во всех написанных им рассказах и сказках, а сюжет всегда добрый и с благополучным финалом.

Оцените статью
Добавить комментарий