Чему учит рассказ Виталия Бианки «Музыкант»

Чему учит рассказ Виталия Бианки "Музыкант" Смысл книги

Виталий Бианка написал рассказ «Музыкант» в 1937 г. Через 2 года он вошел в сборник коротких произведений, изданных с рисунками. Автор написал этот рассказ максимально реалистично, как сам заявлял. Также он говорил, что в его основе – некий факт, предполагая правдивость и важность скрытого в тексте смысла. Сюжет был взят из рассказа охотника. Это стало основанием для неофициального названия таких произведений. Сборник, куда вошел и «Музыкант» именуется охотничьими рассказами.

В центре сюжета короткого произведения – медвежатник, старик, умевший хорошо обращаться с ружьем. Он любил музыку, даже сам пытался играть на скрипке, хоть и плохо. Когда во время очередной охоты старик услышал звуки невероятной красоты, удивился, пошел в сторону трели. Оказалось, на щепе играл медведь, да так, что заслушаться можно было. Разумеется, медвежатник в этот раз остался без добычи – не стал убивать зверя, который так красиво играл.

Какой смысл содержит и чему учит рассказ, если смотреть с разных сторон

Рассказ содержит в себе сразу несколько важных смыслов. Прежде всего, отмечается объединяющая сила музыки. Когда встречаются те, кто по-своему ценит и любит ее, то поневоле находят взаимопонимание. Казалось бы, что общего может быть у старика-медвежатника, всю жизнь охотившегося на зверей, и медведя, у которого не могло быть подобных пристрастий, а уж тем более склонности к игре на музыкальном инструменте (хоть и импровизированном). Но, когда старик услышал волшебную игру на простой щепе, смог оценить ее в полной мере, хоть и не имел опыта в данной сфере, как и особых умений. Но он стал свидетелем игры медведя, проникся теплотой к нему за одно только, что тот «коснулся» души медвежатника, позволил пережить приятные моменты во время прослушивания музыки.

С другой стороны, в рассказе скрыт еще один смысл – о доброте разных существ. Старик хоть и был медвежатником, но смилостивился над зверем, когда заметил в нем такого же музыканта, пусть и любителя. Не смог он убить медведя, как делал ранее, т. к. увидел в нем одновременно талантливого музыканта, родственную душу и просто существо, способное воспроизводить такую красоту, от которой дух захватывает. Доброе сердце старика дало о себе знать, что стало спасением для медведя, хоть тому и не было суждено узнать о вероятности своей погибели. Наверняка и сам зверь в душе был добр: повстречай он старика в тот момент, не тронул бы его.

Есть еще один важный момент: после прочтения рассказа «Музыкант» остается приятное послевкусие. Создается ощущение, что не только человек может наслаждаться красивой игрой на музыкальном инструменте. И животные тоже способны услышать эти звуки, найти в них нечто привлекательное для себя. То, как тонко чувствовал медведь игру на щепе, смогло тронуть огрубевшую душу старика-охотника. Зверь сам наслаждался игрой, причем совершенствовал ее, воспроизводил звуки все более красивые.

Этот разносторонний смысл короткого рассказа позволяет вспомнить о важности любой жизни, причем не только человеческой, но и звериной. Произведение может научить милосердию по отношению к братьям нашим меньшим, заботе о природе. Но главное – позволяет видеть прекрасное во всем, что окружает человека: простом пеньке, разбитом грозой, звуках, на первый взгляд однообразных, но таких прекрасных. Будь человек занят своими мыслями, не заметил бы этой картины: медведя, играющего на щепе, отмахнулся бы в раздражении от навязчивого звука. Но тот, кто красив душой, увидит большое в малом, глубоко скрытое, что не всегда можно заметить.

Оцените статью
Добавить комментарий