Эта сказка — одно из самых загадочных произведений классической русской литературы для детей. Начнем с того, что у этой сказки в стихах, которой вот-вот исполнится двести лет, не один, как считалось до недавнего времени, а целых два предполагаемых автора. Один из них — человек, имя которого указано на обложке книги и вошло в литературные энциклопедии и словари, провинциальный школьный учитель (позднее — инспектор школ и гимназий) Петр Ершов. Второй — величайший из русских поэтов Александр Пушкин, автор не только «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», но и знакомых почти с колыбели рифмованных сказок, ставших источником вдохновения для поэтов последующих эпох.
Основания для этой гипотезы налицо. Во-первых, Ершов, хотя и продолжал литературные упражнения до конца почти пятидесятилетней жизни, так и не создал ничего равного «Коньку-горбунку». Во-вторых, юный поэт (в год гибели Пушкина ему исполнилось немногим больше двадцати лет) не только был заочно знаком с Пушкиным, но и вел с ним активную переписку. Более того, именно Пушкин стал одним из первых читателей «Конька-горбунка» и признал, что готов оставить сказочный жанр навсегда, потому что юный ученик пошел дальше учителя. Известен и компромиссный вариант, согласно которому Пушкин то ли подал младшему собрату идею «Конька-горбунка», то ли набросал для него первые рифмованные строки. И это предположение тоже имеет право на жизнь, потому что в биографии Пушкина были похожие эпизоды. Именно он «подарил» Гоголю идею «Ревизора», а некоторые считают, что и «Мертвых душ».
Кроме того, у «Конька-горбунка», как и у произведений Пушкина (включая сказки) была непростая цензурная история. Нет, его не запрещали, просто вырезали или заменяли строфы, критикующие злого, сластолюбивого и глупого царя. Попытки «подчистить» «Конька-горбунка» имели место при Советской власти и продолжаются и в наши дни. Кого-то из критиков и просто оскорбленных граждан не устраивает образ царя, кто-то обижен за священников или царских слуг, а некоторые особо внимательные граждане находят в тексте сказки даже прегрешения против политкорректности, которые при старании можно найти в любой из сказок — хоть в «Колобке», хоть в «Курочке-рябе».
Особо строгие педагоги и даже родители могут предъявить претензии и к образу главного героя — счастливчика Иванушки, который начинает свою «карьеру» как деревенский дурачок, а в финале становится молодцом-красавцем, достойным царского трона и руки самой Царь-девицы. Особенно если ему будет помогать править государством Конек-горбунок, выручавший своего молодого хозяина из любой беды. А беды так и сыплются на Иванушкину голову, и все из-за его неуемного любопытства. То он хочет добыть перо Жар-птицы, хотя его предостерегает от этого сам Горбунок, то рассказывает о своих приключениях, то наряжается в богатый кафтан царского слуги, словно не думая, что этим он еще больше озлобит завистников. И недруги Иванушки не отстают, придумывая для него испытания одно другого опаснее и подначивая трусливого царя, посылающего своего слугу на смертельно опасные подвиги. Но если бы Иванушка смирно сидел на своем месте, то не было бы и самой сказки. Кто не рискует, тот так и остается сидеть у печки, но тот, кто рискует, может добиться и царского трона, и любви будущих подданных, и любви первой в мире красавицы.
При этом Иванушка остается тем же простодушным и незлобивым парнем, что и в начале повествования. Его наивные и вместе с тем не лишенные крестьянского здравого смысла суждения забавляют взрослых и детей, его доброта и готовность прощать обидчикам заставляют не на шутку трепетать за его судьбу, а счастливый конец сказки показывает, что для того,чтобы добиться вершины успеха, не обязательно становиться негодяем и лицемером. Вот только многие ли из нас готовы к таким испытаниям, которые пришлось вынести Ивану, даже если тебе будет помогать верный друг?
И наконец, «Конек-горбунок» показывает нам, что творческое бессмертие может заслужить и автор одной книги — такой, как учитель из Тобольска Петр Ершов.