Кто из нас в детстве не мечтал побывать в сказке, желательно с королями, замками, ратушами, министрами-интриганами, искусными ремесленниками и прочим средневековым антуражем? А вот пятикласснице Оле это удалось, хотя она не обладала никакими выдающимися талантами — обычная девочка из обычной средней школы середины двадцатого века! Более того, и мама, и папа, и учителя, и даже бесконечно терпеливая бабушка считали Олю капризницей, хвастунишкой и неисправимой фантазеркой, хотя нотации старших скатывались с нее как с гуся вода. Так было, пока Оля не столкнулась лицом к лицу со своим ожившим отражением — девочкой из Зазеркалья, которую даже звали почти так же, как и ее новую подружку — Яло, или «Оля» наоборот, и не отправилась с ней на поиски приключений.
Девочки даже не подозревали, что жизнь в сказке — совсем не сахар, во всяком случае, для тех, кто родился в Королевстве кривых зеркал, которым правят самые отборные негодяи, жестоко угнетающие простой народ и заодно внушающие своим подданным, что те живут в самом процветающем королевстве на земле. А все кривые зеркала, которые создают эти обманутые честные труженики! Как и положено кривым зеркалам, они превращают красоту в уродство, как и все на свете волшебные зеркала, они создают идеальную иллюзию. Жирный и обрюзгший богач выглядит в таком зеркале молодым красавцем, старая карга — прекрасной юной девушкой, молодая красавица — столетней старухой, а голодный ребенок — краснощеким упитанным здоровячком.
Все эти «истины» не подвергаются сомнению, а тех, кто пытается открыть соотечественникам тайну кривых зеркал, ждет жестокая казнь. Неудивительно, что наши подружки возмущены произволом глупого короля Топседа, кровожадного министра Нушрока, его коварной дочери — красавицы Анидаг и всей честной компании и сразу решают открыть жителям королевства правду и помочь местным борцам за свободу. Но оказывается, что небольшие недостатки, которые выглядят совершенно безобидными в благополучной жизни советских детей, оказываются гибельными, если ты окружен ждущими твоего промаха врагами. А рядом с тобой — твой двойник, позволяющий взглянуть на себя со стороны и увидеть, что малейшая обмолвка, минутный каприз или желание похвастаться грозят погубить и тебя и твоих друзей.
В конце концов, как и положено в написанной для детей литературной сказке с назидательным оттенком, все заканчивается счастливо, хотя некоторые эпизоды, вроде панического страха всемогущего премьер-министра перед красным галстуком Оли, выглядят безмерно пафосными и наивными, а для юных читателей, имеющих весьма приблизительное представление о пионерах — и вовсе непонятными. Но ведь и автором этой сказки был ни кто иной, как знаменитый когда-то журналист и писатель Виталий Губарев, творец мифа о Павлике Морозове и автор ряда сказок с элементами социальной сатиры, научной фантастики и даже модного сейчас фэнтези.
Эти сказки переиздаются и сегодня, но большинство из них неизвестны широкой публике. Всесоюзную и всероссийскую известность обрела только одна из них — «Королевство кривых зеркал», что в значительной степени связано с увлекательной и красочной экранизацией, из которой убраны чрезмерно пафосные эпизоды, при этом как неразлучные Оля и Яло, так и главные негодяи стали еще колоритнее.
Так в чем заключается смысл этой сказки? Возможно, в том, что не стоит смешивать туризм и эмиграцию, то есть стопроцентную сказку и приукрашенную историческую реальность, тем более мечтать попасть в чужой мир за гранью зеркала, который может оказаться очень опасным и недружелюбным. Или в том, что даже маленькие недостатки могут привести к большим неприятностям, если дать волю своим капризам, лени и тщеславию. Хотя если б Оля и Яло были идеальными, сказка оказалась бы невыносимо скучной, да и самой сказки не было бы, так как идеально примерная девочка вряд ли станет ввязываться в подобные авантюры. И главное, обитателям Королевства кривых зеркал не удалось бы обрести свободу, так что получается, что именно неидеальные люди изменяют мир к лучшему!