Чему учит стихотворение Железная дорога

Чему учит стихотворение Железная дорога Смысл книги

Стихотворение Некрасова «Железная дорога» — легендарное; вы слышали строки из него, даже если самого стихотворения так и не удосужились прочитать. Оно больше, состоит из 4-х частей. В гражданской лирике, в социальной поэзии, считается образцовым, эталонным.

Сюжет стихотворения

«Железную дорогу» Некрасов написал в 1964 году, через три года после отмены крепостного права. Эпиграфом, отправной точкой стал диалог отца и маленького сына в поезде. Мальчик, удивленный железной дорогой, спрашивает папу, кто ее построил. На что мудрый отец, ни секунды не раздумывая, отвечает: «граф Петр Андреевич Клейнмихель». Видимо, диалог этот реальный. Наверное, Некрасов слышал его, был возмущен до глубины души, и решился рассказать правду ребенку, ответить всем, кто считает, что Зимний дворец построила лично Екатерина II, а Колизей воздвигали римские императоры.

Далее поэт рассказывает как голод и пореформенная безысходность, породившая тьму деревенской бедноты, согнала людей на строительство железной дороги. Со всей страны оборванные, голодные, безработные люди потянулись, чтобы заработать себе хоть на кусок хлеба, чтобы просто выжить, не умереть с голоду. Однако и здесь они умирали – от недоедания, непосильной работы, от того, что жили в землянках из месяца в месяц. В снег, в лютый мороз и жару, в дождь, в весеннюю распутицу русские мужики прокладывали путь.

Некрасов подробно описывает все бедствия безымянных строителей, всю непосильность их работы. И учит мальчика уважать народный труд, его великий подвиг. И тогда отец мальчика смеется над поэтом. Народ, вы считаете, что эту дорогу построил народ? Ваш народ – это сборище лодырей, грубых варваров, разбойников и воров. Он не способен ни на что. Без кнута не построит и амбара.

Затем отец просит не смущать детский ум рассказами о бедствиях и ужасах. Что ж, решает поэт, расскажу, пожалуй, и о светлой стороне строительства. Но далее идут горькие строки об обманутых людях, которые за все время строительства больше, чем на хлеб насущные ничего не заработали. За каждый промах, за любой огрех надзиратели записывали штрафы и неустойки. Так что, к концу строительства люди оказались не только не в прибыли, но все в долгах.

И затем лирический герой красноречиво описывает явление подрядчика. Этот «народный благодетель» был так щедр, что «подарил недоимку» работникам. Простил долги, да водкой угостил. А теперь ступайте подобру-поздорову, любезные – с чем пришли, с тем и уходите. Картина народного ликования выглядит особенно ужасающе и безысходно. Но мы знаем, что главные строки этого стихотворения навеки вошли в русскую жизнь. И в них – надежда на избавление от морока бедности. Это строки о русском народе, который вынес уже много бед и вынесет еще, проложив себе дорогу к счастью. А не путь чужой славы…

Чему учит стихотворение

В те времена, когда было написано это стихотворение, оно перевернуло сознание многих, заставив иначе смотреть не только на русскую жизнь, но и на всю человеческую историю, которая до этого понималась как история царей, героев и полководцев. Но вот на историческую сцену выходит народ – с его вековечным страданием и покорным молчаньем. Некрасов говорит вместо них – сотен и тысяч, и сотен тысяч, и миллионов забитых, угнетенных и обманутых людей. Этот стих учит нас тому, что есть истинное величие и достоинство человека. А еще милосердию, совестливости и человечности, которой так не хватало в мрачной русской жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий