Зачем вообще нужен эпиграф к литературному произведению? Обычно он используется, как предисловие к повествованию либо подчеркивает основную идею, которую хотел выразить автор. В качестве эпиграфов чаще всего используют цитаты из других произведений. Очень популярны фрагменты из Библии и отрывки евангелических текстов.
В своем известном всем романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков использовал строфу из драматической поэмы «Фауст», написанной его любимым Гете. Приблизительно звучит так: Я есть часть той силы, что вечно желает зла и вечно совершает благо. Эти слова принадлежат Мефистофелю. Очевидно, данной фразой писатель хотел акцентировать внимание читателя на фигуре Воланда – одного из главных героев произведения. Если Мастер и Маргарита в романе символизируют земную и вечную любовь, то Воланд является воплощением добра и зла одновременно. Он наказывает дурных людей и помогает достойным.
В отличие от традиционных христианских воззрений, в соответствии с которыми Дьявол или Сатана являются антагонистами Бога или Христа, как его земного воплощения, Воланд в романе Булгакова играет роль администратора божественной справедливости, воздавая каждому по его деяниям. Если Иван Бездомный заслуживает сожаления, как довольно-таки бездарный поэт, то он и получает урок, после которого сначала сходит с ума, а потом становится профессором. Такие в общем-то ничтожные, но наносящие вред окружающим личности, как Степа Лиходеев, Варенуха, Алоизий Магарыч или тайный развратник Николай Иванович благодаря магическим способностям Воланда проходят настолько тяжелые испытания, что после них превращаются в более-менее нормальных людей.
А незаслуженно страдающий Мастер получает от Воланда реальную помощь, сначала воссоединившись со своей возлюбленной Маргаритой, а затем отправившись с ней в мир вечного покоя. Саму же главную героиню романа он временно превращает в ведьму, а потом в Королеву на балу Сатаны, дав ей почувствовать свою внутреннюю силу.
В философском смысле через образ Воланда автор хотел донести идею, что зло не обязательно олицетворяет несчастья и скорбные события, так же, как и добро не всегда является благом. Зло невозможно без добра и наоборот. Эту идею Воланд высказывает в споре с Левием Матвеем, говоря тому, что если бы не было зла, то добру было бы нечем заняться, а, если бы не было теней, то Земля выглядела бы пустой, ведь тени дают люди и предметы. Налицо диалектическая борьба и единство противоположностей.
М.А. Булгаков, пожалуй, первым среди прочих литераторов показал Сатану, как верховное существо, наказывающее грешников, не соблюдающих заповеди Иисуса Христа. Воланд не является традиционным дьяволом, несущим людям зло – в нем присутствуют и благородство, и понимание справедливости. Таким образом, в эпиграфе к своему бессмертному роману Булгаков показывает неразрывную связь добра и зла. В мире должно быть и то, и другое, иначе люди не смогут осознать необходимость творить добро, чтобы противостоять злу.