Смысл эпиграфа к повести «Гранатовый браслет»

Смысл эпиграфа к повести "Гранатовый браслет" Смысл книги

В литературе не так часто встречается отсылка к музыкальному произведению в качестве эпиграфа. «Гранатовый браслет» — тот редкий случай, когда автор посчитал, что музыка станет уместным фоном к повествованию и даже выразит эмоции полнее и глубже, чем любые слова.

В эпиграфе Куприн указывает название музыкального произведения, вернее, его части: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo appassionato«. Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 2, часть 2. Largo appassionato.

Почему Бетховен, почему Largo appassionato? Название можно вольно перевести с итальянского как «медленно, широко, страстно». Куприн писал: «Есть ор. № 2, Largo Appassionato Бетховена; оттуда вся соль моей повести». Он особенно любил Вторую сонату и старался соотнести настроение «Гранатового браслета» с её характером.

Если вы решите перечитать «Гранатовый браслет», искренне советую делать это под музыку.

Largo appassionato длится чуть меньше семи минут. Неторопливая, нежная мелодия, настолько плавная, что на мгновение может показаться однообразной. Внезапно возникает волнующая и тревожная тема, но лишь на миг, всего несколько тактов, и музыка снова звучит так спокойно и умиротворённо, что спрашиваешь себя — а действительно ли были те трагичные ноты? Слушая эту волшебную музыку, вы почувствуете, насколько её настроение и ритм перекликаются с повестью Куприна.

Сюжет «Гранатового браслета», казалось бы, банален: тихий скромный чиновник Желтков глубоко и безответно влюблён в княгиню Веру Николаевну. Всё, что он себе позволяет — полные любви письма, которые несколько раз в год получает от него княгиня. Ко дню рождения он присылает ей гранатовый браслет; старинные камни принадлежали ещё его матери. Это спокойная мелодия, размеренная, как жизнь героини.

Супруг и брат княгини считают, что подобные письма и тем более подарок компрометируют их семью в глазах света. Они едут к Желткову, возвращают браслет и требуют прекратить назойливое преследование. Тот соглашается. На следующий день княгиня узнаёт из газет о самоубийстве Желткова и решает посмотреть на него в первый и последний раз. Здесь звучат напряжённые и страстные ноты, которых не ожидаешь, которые волнуют и немного пугают. Но история любви героя будто проходит мимо княгини, и так же затихают эти ноты. Музыкальная тема не получает развития.

Предсмертное послание Желткова любимой — о сонате № 2 Бетховена.

Вернувшись домой, Вера Николаевна просит подругу-пианистку сыграть для неё и слушает ту самую сонату. Музыка снова звучит умиротворённо и успокаивающе, но воспринимается уже по-иному.

Героиня слушает Largo appassionato и плачет. Она не увидела любовь «бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды». Из-за последней черты Желтков словно говорит с любимой — нет, уже не о своём чувстве, которое она не приняла. Через музыку он утешает, говорит о бессмертии и благодарности. Вера слышит мелодику молитвы: «Да святится имя Твоё» и знает — она прощена.

Многое можно сказать в заключение. О том, что любовь, как и музыка, бессмертна. О принятии и прощении. О том, как перекликается идея повести со строкой из послания апостола Павла «Любовь никогда не перестаёт». Но закончу так: будьте чуткими, слушайте музыку своей души, чтобы в размеренном звучании жизни не пропустить тех нескольких важных нот, которые смогут изменить вас навсегда.

Оцените статью
Добавить комментарий