Смысл эпиграфа комедии «Ревизор»

Смысл эпиграфа комедии "Ревизор" Смысл книги

Эпиграфы к литературным произведениям их авторы добавляют, чтобы подчеркнуть основную идею их детища. Иногда их используют для подготовки читателя к правильному восприятию произведения.

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» является одним из наиболее популярных произведений писателя. Его ежегодно ставят на театральных подмостках не только в России, но и в других странах мира. Пьесу неоднократно экранизировали. Сатира Гоголя может считаться актуальной и злободневной в любое время, а в современной России с ее масштабами коррупции, особенно.

Эпиграфом к «Ревизору» является старинная русская пословица, которая гласит, что не стоит обвинять зеркало, ведь оно показывает истинное лицо человека. Интересно, что в первоначальной редакции комедии эпиграф отсутствовал. После ее премьеры и в течение нескольких лет после нее пьеса подвергалась критике. В роли недовольных обычно выступали не столько люди, причастные к литературе, сколько чиновники, которых так безжалостно показал в своем произведении Гоголь. Как тут не вспомнить сакраментальную фразу про судей из другого классического литературного произведения, написанного А.С. Грибоедовым. Через несколько лет после первой постановки комедии Гоголь добавил к ней эпиграф, что сделало ее еще смешнее.

Очевидно, что Николай Васильевич писал «Ревизора» с натуры. Он был хорошо знаком с нравами провинциального чиновничества. Прототипов своих персонажей он брал из реальной жизни.

Появление Хлестакова в небольшом городке создало брожение умов у, как сказали бы сейчас, властной элиты. По какой-то причине чиновники приняли приезжего за важную персону, анонимно направленную сверху для проверки состояния дел в городе. Когда главный герой понял, чего от него хотят, он немедленно включился в игру. С удовольствием брал взятки, изображал важную птицу. Когда обман раскрылся, все тут же стали обвинять Хлестакова. А ведь никто не заставлял чиновников вести себя подобным образом, они все делали добровольно. Честным людям никогда не пришло бы в голову угождать вышестоящему лицу. А, зная, что у них «рыльце в пуху», продажные чиновники пытались всячески ластиться к Хлестакову, чтобы не потерять место и свою, в общем-то жалкую, карьеру.

Гоголь умело закрутил сюжет пьесы. Постепенно открываются истинные лица основных персонажей. Что руководит ими, когда они наперебой кидаются угодить приезжему лже-ревизору? Выше уже указаны видимые причины. А на подсознательном уровне всех чиновников обуял страх, что вскроются их мелкие делишки. Злоупотребление служебным положением, нецелевое расходование бюджетных средств, коррупция – так сказали бы сейчас.

И знакомая всем современным россиянам картина. К приезду высокого начальства красят газоны, кладут свежий асфальт, который рассыплется сразу после того, как улетит «птица высокого полета». Вместо того, чтобы попытаться решить существующие проблемы, их стараются замаскировать. Гоголя можно считать провидцем. За столько лет в России мало что изменилось.

Хлестаков покидает город, довольный собой. Он получил не только материальную выгоду, но и настоящее удовольствие, наблюдая за тем, как пресмыкаются перед ним «лучшие» люди города. Гоголь не был бы великим писателем, если бы в финале комедии не поставил бы жирную точку. Приехал настоящий ревизор. Апофеоз. Немая пауза.

Таким образом, своим эпиграфом писатель убил сразу двух зайцев: в нескольких словах раскрыл главную идею произведения и поставил на место провластных критиков.

Оцените статью
Добавить комментарий