Смысл комедии Мещанин во дворянстве Мольера

смысл Мещанин во дворянстве Мольера Смысл книги

Удивительное свойство пьес Мольера – написанные в жеманной, придворной Франции Людовика 14-го, они по сей день остаются современными, не теряя смысла и значения. Мольер был гениальным драматургом, до тонкостей понимавшим всю природу театра, особенности сцены. И он был остроумен в такой степени, что его шутки не теряют силы до сих пор. Более того, зло пошутив над врачами в одной из своих пьес, бедняга вынужден был умереть без медицинской помощи. Врачи, оскорбленные до глубины души, отказались прийти к постели больного. Но сегодня мы говорим о другой пьесе – «Мещанин во дворянстве».

Смысл названия

Это пьеса, в которой высмеивается мещанин, торговец, который непременно хочет проникнуть в круги французской знати, быть принятым там, как равный. Само название несет в себе комический смысл, его одного было достаточно, чтобы публика веселилась еще до того, как пьеса началась.

История создания пьесы

О, стоит поговорить о ней отдельно! Дело в том, что пьесу Мольер переделал по личному заказу короля. В тот год во Францию прибыло турецкое посольство и Людовик, привыкший быть королем роскоши в Европе, решил поразить гостей с Востока пышностью Версальской придворной жизни. А что же турки? Глядя на церемонии французов, они сказали буквально следующее: «На попоне коней нашего султана больше алмазов, чем на камзолах придворных вашего короля». То есть, намекнули европейцам на то, что им за восточной роскошью никогда не угнаться, они просто голодранцы по сравнению с турецким султаном. Людовик был в ярости, тут же призвал к себе Мольера и велел высмеять турецкие придворные церемонии.

Мольер по-своему решил эту проблему и представил на суд публики свою новую пьесу – «Мещанин во дворянстве». Она уже была готова к тому времени, когда его вызвал сердитый король, просто Мольер вставил несколько балетных сцен. В них-то и действовали мифические турки с их глупыми церемониями.

Сюжет пьесы

Главный герой – Журден: торговец, парижанин, мещанин. Богатство, доставшееся ему от отца, успешного торговца одеждой, вскружило ему голову. Он хочет быть не просто состоятельным и уважаемым человеком – ему нужен дворянский титул, дворянский образ жизни и даже… любовница-дворянка. Но в те времена дворянство за деньги и заслуги не продавалось – нужно было родиться в знатной семье. Журден категорически с этим не мирится и полон амбиций, усердия и рвения, прорываясь в высшие круги.

17 век – это время, когда французские буржуа, давно богатеющие, теснящие дворян по уровню достатка, начинают задумываться о том, чтобы не просто упиваться роскошью и прибыльным бизнесом, но влиять на общество. Почему уважения достойны только дворяне? А чем мы, люди, заработавшие деньги своим умом, хваткой, трудолюбием, хуже? Этот вопрос встанет перед Францией во всей своей роковой неизбежности в конце 18 века, когда буржуа сделают революцию и польются реки крови. А пока они просто-напросто смешны в своем снобизме – желании общаться с теми, кто выше тебя.

Итак, Журден учится фехтовать, танцевать и музицировать – это так благородно! Но его речь и манеры выдают простолюдина. А ведь торговцу уже 40 лет – почтенный возраст по тем временам, как наши 60. К чему это обезьянничанье? Жена пытается вправить ему мозги – она достойная, умная и скромная женщина, держится людей своего круга и мужу это советует. Но Журдена не вразумить… Он готов бросить свою жену, чтобы жениться на дворянке. И дочку он выдаст только за знатного, хотя та любит мещанина.

Он смешон, но единственный не видит этого. Остальные над ним потешаются. Более того, его слабость используют, чтобы обмануть и обобрать. Учителя музыки и танцев охотно тянут деньги из глупца, который никогда ничему не научится – они это знают. Граф Дорант тоже обирает его, чтобы якобы устроить брак со знатной Дорименой. А та не отказывается от дорогих подарков, хитрит и смеется над незадачливым поклонником.

И тогда дочка Журдена и ее возлюбленный тоже решаются на хитрость: они выдают Клеонта за сына турецкого султана, который подарит Журдену титул турецкого мамамуши. Тут-то и развернется балет, выдавая смешные «турецкие сцены» на радость королю.

Мораль и смысл пьесы — в финале

В финале пьесы Журден узнает правду и оказывается посрамлен. В последней сцене он признает правоту дочери и жены, раскаиваясь в своей глупости.

А мораль пьесы проста – каждый сверчок знай свой шесток. Негоже брезговать своим сословием и презирать тех, кто равен тебе, чтобы сойтись с теми, кто знатен, богат и занимает более высокое положение. Все это сделает вас смешным и недостойным человеком, которого , к тому же, легко обвести вокруг пальца и обобрать.

Оцените статью
Добавить комментарий