Смысл названия романа «Мастер и Маргарита»

Смысл названия романа "Мастер и Маргарита" Смысл книги

Почти все образованные люди в России и за ее пределами читали великое произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но многие не знают, что первоначально автор хотел роман по-другому. Были такие варианты как «Черный богослов», «Великий канцлер», «Копыто консультанта» и др. Но в процессе написания Булгаков изменил концепцию произведения и, соответственно, название. Частично это было сделано из-за того, что автор опасался цензуры, которая могла не пропустить подобные мистические экзерсисы. Но, главным образом, он сделал это, потому что решил вывести на первый план любовную линию произведения, соединив ее с темой творчества. Примеры подобного акцентирования на отношениях мужчины и женщины известны из мировой литературы. Достаточно вспомнить такие произведения как «Ромео и Джульетта», «Дафнис и Хлоя», «Тристан и Изольда». Но в них речь идет о земной любви и почти не затрагивается тема любви вечной.

Как известно, «Мастер и Маргарита» — произведение многоплановое, в котором есть несколько сюжетных линий: жизнь Москвы конца 20-х годов и приключения в ней Воланда со свитой, противостояние Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата вкупе с предательством Иуды и, наконец, любовь между Мастером и Маргаритой. Хотя последних трудно назвать главными действующими лицами – Мастер появляется далеко не в начале повествования и о Маргарите мы узнаем только из его рассказа, а сама она выходит на сцену, как персонаж, лишь во второй части романа. Булгаков не скрывал, что имя Маргарита он позаимствовал у Гете, которого боготворил, а многие ее черты у собственной жены – Елены Сергеевны.

Назвав так свой роман, Булгаков дает понять, какие темы для него являются самыми важными. Это тема творчества, воплощением которой является образ Мастера, и тема любви – именно ее призвана отразить Маргарита.

Два эти человека находятся как бы в стороне от прочих персонажей. Подобная изоляция не случайна – любовь не терпит присутствия посторонних. Пересечение заглавных героев с большинством других действующих лиц носит случайный характер и лишь с Воландом у них возникает прямой и закономерный контакт. Всезнающий и всемогущий магистр черной магии помогает устранить все трудности и направляет их судьбу из области земной любви в сферу любви вечной.

У Мастера в романе нет привычного человеческого имени. Под Мастером подразумевается гениальный писатель, склонный к рефлексии и неопределенности. Маргарита же является цельным и законченным характером, женщиной в лучшем смысле этого слова. В отношениях с Мастером она, безусловно, доминирующее начало. Именно Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека. Для Мастера встреча с Маргаритой стала спасением от тоскливого прозябания в одиночестве. Маргарита, случайно встретив Мастера, получила то, о чем подсознательно грезила всю жизнь – настоящую любовь. Вместе с тем, между ними существует неразрывная связь. Именно Маргарита оказывает духовную поддержку Мастеру, а не наоборот. Ради возлюбленного она отправляется на бал у Сатаны и, будучи королевой этого шабаша, делает все, что тот просит. Выпив вино, они вместе покидают этот мир и оказываются там, где никто не в силах их разлучить.

В произведении Мастер символизирует творчество, а Маргарита – любовь. Таким образом, дав роману название «Мастер и Маргарита», Булгаков хотел показать, что слияние творчества и любви, как высших проявлений сущности человека, является путем к достижению счастья не только отдельных людей, но и всего человечества.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Виктор

    Произведение о путанице в душевном аппарате автора, он не знает как отключить волнение, напряжение, полноту и старение тела, он не знает, что тысячи лет описано как это делается, но люди до сих пор не научились это делать.
    Путаница или замешательство по др. иуд. называется — сатана ю, по др. греч. — дьявол или чёрт, автор описал своё душевное состояние.

    Ответить