Смысл поэмы Некрасова — Кому на Руси жить хорошо

Смысл поэмы Некрасова - Кому на Руси жить хорошо Смысл книги

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Николая Некрасова, в которой он ставит все проклятые вопросы русской жизни с такой же силой, с которой говорили о них Толстой и Достоевский. То, что русская жизнь горькая и тяжкая – не новость. Словно проклял кто-то эту землю, наслав вечный холод и вечное народное горе. Но так ли все безысходно? Возможно, кто-то на этой земле как сыр в масле катается и горя не знает. Кому на Руси жить хорошо, задался поэт вопросом? И попытался обстоятельно на него ответить. А за этим вопросом встали и другие: так что же такое счастье, в чем оно? И главный – как его достичь?

Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Реформа Александра II об отмене крепостного права послужила для Некрасова толчком к написанию поэмы. Насущный вопрос о человеческом счастье стал основным. Счастливы ли крестьяне после проведенной реформы? А помещики? Как перекликаются их судьбы и жизненные истории? Смысл названия поэмы лежит на поверхности. Семеро мужчин собрались на дороге и начали обсуждать: кому все-таки хорошо живется на русской земле. Каждый предложил свой вариант и с задором начал доказывать свою правоту. Спор развернулся нешуточный. А все потому, что у всех разное представление о понятии «хорошо». И крестьяне связывают его лишь с материальными благами. Бурная перепалка переросла в ночевку у костра. Не обошлось и без водки. Спиртной напиток заставил мужиков еще больше раскрепоститься. Они рьяно начали отстаивать свои позиции.

Утром все семеро отправились на поиски истины. И начали они с попа. Но услышав доводы, поняли, что попу живется несладко. И на Руси он не самый счастливый человек. Много повидали крестьяне мест после той встречи со священнослужителем. Обойдя знатную часть честного народа, они пришли к выводу, что никто не живет вольготно на Руси. В глубине души у всех опрошенных есть груз, который тянет вниз и не дает насладиться жизнью.

Отмена крепостничества дала формальную свободу крестьянам. На деле, жить им стало хуже. Помещики, оставшись без крестьян, тоже не смогли выстроить новую стратегию жизни. Недовольство выливалось в обиду и подкреплялось чувством зависти. Мысль «хорошо всем, кроме меня» не давала покоя.

Название поэмы с первого прочтения готовит читателей к погружению в атмосферу российской действительности. Чем глубже копнуть, тем больше ощущается неизбежность бытия. Безрадостное существование всех членов общества навивает грусть. Всегда чего-то не хватает: денег, времени, душевного спокойствия. Люди не ценят, что имеют. Не умеют довольствоваться малым. Главная ценность – человеческая жизнь. Но в бесконечном круговороте жалоб это сложно осознать. Крестьяне нарисовали в своих головах идеальные образы счастливых людей. Но забыли оценить, что мнение – дело субъективное. Что одному хорошо, другому – наказание.

Образ Матрены Тимофеевны был одним из последних в поэме. Крестьянка с виду могла показаться той, кому вольготно жить на Руси. Но ее жизненная история всколыхнула самые черствые сердца. Судьба преподнесла много испытаний. Для женской души они оказались непреодолимыми.

Григорий Добросклонов – единственный счастливый человек на Руси. Борясь за справедливость, он отстаивал интересы крестьян. И просто был счастлив от того, что помогает народу. Он был из бедной семьи, но при этом понимал: счастье далеко не в деньгах. Стремление сделать мир лучше, бескорыстная любовь к людям – факторы, влияющие на ощущение внутренней гармонии. И хорошо жить тому, кто это понимает.

Некрасов приковал внимание к вопросу, который задают люди по сей день. Рецепт счастья хочет узнать каждый. Но до сих пор вольготно живется лишь единицам. Кто не сравнивает, не завидует, а идет с высоко поднятой головой к благим целям. Смысл названия произведения и в том, чтобы показать, ставшее для России привычным, деление на богатых и бедных. Оценивать друг друга по сословному признаку – глупость. Но именно это деление и используют герои поэмы. Автор хотел показать, как важно помещикам перестать давить на крестьян. А крестьянам научиться жить другой жизнью, используя свою голову для решения проблем.

Сюжет и смысл поэмы

Прошло три года после отмены крепостного права в 1861 году и можно было подводить первые итоги реформы. Итак, русский мужик освобожден. Это сделало его счастливым? Перед нами семеро мужиков, которых жизнь явно не балует, решают поискать счастья и правды. Пойти ради этого по Руси матушке и поучиться уму разуму у людей. А вдруг счастливых встретят?

Вот, вроде бы, счастливыми должны быть баре, хоть и не распоряжаются больше крестьянской жизнью. Но это как посмотреть… В главе «Последыш» выписан удивительный образ старого помещика, уже глубоко нездорового, которому никто не решается сказать, что крепостного права больше нет, потому что его хватит удар. Неужели у помещиков не такая счастливая жизнь? Эту догадку подтверждает и барин на бричке, который вздохнув рассказывает о новых порядках, о том, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику».

Что уж говорить о крестьянах, чьи вздохи еще тяжелее:

Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана…

Под царской грамотой имеется в виду реформа. Да, крестьянин больше не личный раб помещика, но он теперь ему по жизни должен, как жители села Вахлаки, которые никак не могут отсудить у помещика свои законные земли. А как же им кормиться?

С горечью описывает Некрасов тип крестьянина-холопа, лакея. Крепостное право искалечило души некоторых мужиков, которые только и привыкли, что барину угождать. Им и свобода-то не нужна. Вот о чем говорится в строках:

Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп – и весь тут сказ!

Затем нам рассказывают страшную историю Якова, лакея, который решается бунтовать. Но каков же этот бунт? Несчастный лишает себя жизни, вот и вся месть…

Мы видим, что двухсотлетнее проклятие крепостного права изуродовало российскую жизнь глубоко, до основания. И реформа не сильно помогла – она не сделала народ счастливым. Некрасов честно рисует все проблемы, ею вызванные, продолжающие старые беды. Народ по-прежнему нищ и гол, тёмен и бесправен. Маловато у нас и честных людей, чтобы быть счастливой страной. Но главная-то беда в том, что народ даже не представляет себе образа счастливой жизни, не видит пути к ней. Каким должно быть счастье, где его искать, вопрошают странники? Но – с кем держу совет, ни в ком правды нет. Нет ответа, молчит Русь.

Однако Некрасов не только сострадает народу – он любуется им, его силой, его сердцем, уцелевшим несмотря на годы рабства:

В рабстве спасенное

Сердце свободное.

Где же он находит эти уцелевшие сердца? В удивительных народных образах. Таких, как Савелий, Матрёна Тимофеевна. Матрена Тимофеевна – удивительный образ русской женщины: красивой, умной, сильной, но слишком много страдавшей. Мужики находят ее, когда решают поискать счастья среди баб. Вот уж совсем не по адресу, прямо скажем…Не было счастья в Матрениной жизни. Промелькнуло оно и растаяло, погиб ее единственный любимый сыночек – еще совсем ребенком. А виновен в его гибели другой народный персонаж — русский богатырь Савелий, которому дана была недюжинная сила, да , видать, зря.

Но вот еще один народный образ, Гриша Добросклонов, герой с говорящей фамилией. Мы встречаем его в главе «Пир на весь мир» во время большого народного гуляния и разговора в селе Вахлачина. Гриша – сын бедного дьячка, чудом получивший образование, всю свою молодую жизнь проработавший тяжко, надсадно. Но он любит свою мать и односельчан, и решает посвятить всю жизнь борьбе за народное счастье.

Смысл финала поэмы

Некрасов не успел завершить произведение, однако старался поработать отдельно над последней, финальной частью. Гриша Добросклонов идет по родному краю и славит Русь:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Ему предстоит огромная работа народного просвещения, счастливая и страшная судьба. Русское счастье, оно такое – с оттенком боли и горечи. И Некрасов именно с горечью говорит об этой судьбе:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все равно финал поэмы пронизан светом и верой в народное возрождение.

Оцените статью
Добавить комментарий