Николай Лесков – писатель на любителя и ценителя. Особняком стоит он в русской литературе, не сливаясь с толпой второстепенных авторов и не пропадая в тени великих фигур; таких, как его современники Толстой, Чехов, Достоевский. Пожалуй, самым показательным, каноническим произведением Лескова считается «Очарованный странник». Загадочно его название, да и сама повесть полна тайн. Давайте попробуем в них разобраться.
Смысл названия
Главный герой призван к странствиям, в которых он познает тайну мира божьего, высший замысел. Он очарован этим миром и силой господа, которую он видит там, куда не проникает обычный взгляд. Его очарованность – это завороженность высшими силами, которые ведут его в жизни. Не он определяет свой путь, не он прокладывает маршрут, но знаки, посланные свыше. К тому же, он заворожен, очарован с детства, как человек, чья судьба была решена еще до рождения – мать обещала его Богу. Этой судьбе противиться он не в силах.
Сюжет и смысл повести
Если вы приготовились читать унылый рассказ о судьбе добродетельного праведника, всю жизнь предававшегося исключительно молитвам и благотворительности – не надейтесь. Совсем не так Лесков представляет путь к Богу русского человека. Прежде, чем прийти к святости, он должен пройти через соблазны и искушения мира, узнать смысл и горечь земной любви, пойти даже на крайности и дерзкие поступки. Только исследовав всю ширь собственной души, русский человек придет к Богу – добровольно, сознательно, понимая все соблазны.
Именно по такому сценарию и складывается биография главного героя повести – Ивана Флягина. Он ищет правды не в кабинетных бдениях, но в самой гуще существования, пробуя все соблазны и поддаваясь искушению. Но даже в искушениях он умеет быть человеком духа – не тела.
Мы слышим рассказ странника о своей жизни: он откровенен, ничего не скрывает и не приукрашивает, не пытается казаться лучше, чем есть. Если посмотреть честно на его судьбу – перед нами авантюрист. Обычные законы общественной морали никогда не могли сдержать его. Иван вышел из крепостных, дворовых людей. О том, что в мире не царствует никакая справедливость и явно не правит добро Иван догадывается после того, как его, барского спасителя, порют на конюшне за «кошачьи неудовольствия». Конечно, это озлобит любого, заставит восстать против мещанских представлений о добродетели. Озлоблен и Иван. Но от жизни не отворачивается – он очарован ее красотой.
Интересно, что, например, что такое чувство, как любовь к Родине приходит к нему не через проповеди, а в татарском плену, куда он попал по собственной глупости. Тут он понимает, как любит родную землю, как тоскует о ней: ему как миражи являются купола православных храмов. Десять лет протомившись в плену, он сумел вырваться на свободу благодаря счастливому случаю, собственной хитрости и мужеству.
И тут его поджидает главный соблазн этой жизни – женская красота. Иван влюбляется в цыганку Грушу. Любовь эта самоотверженная, но заканчивается страшно – убийством. Кажется, Ивану больше нет прощения. Но разве нет пути к раскаянию, разве отрезана дорога к Господу? Не слишком дорожа жизнью, Иван отправляется на Кавказ воевать. Тут он совершает подвиг, выжив под градом пуль, и снова чувствует над собой защиту, божественное покровительство. Служил Иван так, что дослужился до дворянства. Но успешная военная судьба и новый титул не дают средств к существованию, приходится перебиваться мелкой, порой недостойной работой.
И только попав в монастырь Иван понимает, кто вел, кто берег его все это время, чего ради были все треволнения и трагедии. Наконец-то он готов бескорыстно служить людям, совершенно забыв о себе. Душа его, в кои-то веки, спокойна и на месте. Однако он не монах, а послушник. И тут мы подходим к тайне финала…
Смысл финальной сцены
Те, кто слушал рассказ Ивана о себе, своей судьбе и скитаниях, спрашивают с удивлением – если найдено место покоя и счастья, отчего же не принять постриг, не стать настоящим монахом? И тут Иван говорит, что хочет умереть за отчизну, и если придут смутные времена, то не прочь и «амуничку» надеть. Таим образом, мы видим русского человека во всей его силе, мощи и святости. Это воин и святой по призванию. Его святость – не романтическая, немощная и женственная. Это святость человека одинаково способного к подвигу ратному, действенному и к жертве духовной.