Самоопределение человека в жизни, непреходящие духовные ценности и стремление всегда оставаться человеком – таковы основные вопросы, которые рассматривает автор в повести «Сигнальщики и горнисты». Анатолий Алексин изучает вместе с читателем тонкие струны человеческой души, анализируя путь нравственного взросления и становления главного героя. Любовь к ближнему, умение сопереживать и не бросать в беде навсегда остаются ценными качествами, которые следует развивать в себе и формировать в своих детях.
Нравственный аспект произведения
Серьезный разговор, который ведет в своем рассказе писатель, касается всех и каждого из нас. Вопросы честности и подлости, верности долгу и предательство остаются на повестке дня вне зависимости от времени и социального статуса человека. Даже в такое сложное время, и особенно в такое сложное время, как период военных действий, обнажение души каждого героя повести позволяет разобраться и в себе каждому читателю.
Актуальность таких вопросов сохраняется и в наше время. Приспособленчество и замалчивание, стремление спрятаться за чужой спиной и оказаться в стороне обличают подлецов, которые являются настоящим черным пятном на любом обществе. Герои повести Алексина имеют ярко выраженные характеры, по которым можно понимать причины их поступков и научиться тщательнее разбираться в себе, в своих целях и жизненных стремлениях.
Главные герои рассказа
Как в любом произведении, повесть «Сигнальщики и горнисты» предлагает на читательский суд как положительных, так и отрицательных героев. Анализ и сравнение их дает возможность лучше научиться разбираться в людях, вырабатывать в себе нужные черты.
К положительным героям рассматриваемой повести относятся:
- Петя Перов, мальчик, который обладает сильным практически сформировавшимся характером. Честность, стремление к справедливости и умение держать данное слово – отличительные его черты, которые подталкивают Петьку к совершению добрых поступков. Он не проходит мимо чужой беды, стремится помогать даже незнакомым людям;
- мама Пети, Нина Васильевна, является педиатром и живет вдвоем с сыном после ранней смерти отца, вернувшегося с войны с контузией. Она крайне добрая, отзывчивая женщина, чему учит и своего сына. Их квартиру по праву называют «Бюро добрых услуг»;
- Екатерина Ильинична, бывшая классная руководительница погибшей девочки Тани, дочери Надежды Емельяновны. С ней Петя при встрече ведет долгий разговор, который помогает ему пролить свет на детали гибели Тани и жизненный путь ее одноклассников.
Петя, являясь центральной фигурой рассказа, на примере своих поступков показывает, как важно быть неравнодушным к чужой беде, уметь облегчать чьи-либо страдания и оказывать своевременную поддержку.
Отрицательными героями повести являются соседи Пети, отец и сын Гнедковы. Малодушные и подлые, они показывают себя как трусоватые и непорядочные люди. Однажды став косвенной причиной гибели Тани, Гнедков-младший так и остается подлым трусом.
Основная мысль повести
Несмотря на современное мирное время, люди до сих пор помнят о горе и страданиях, причиненных войной. Благодаря неравнодушному, отзывчивому человеку в сердцах многих остается память о героях, погибших совсем молодыми. А, как известно, человек жив, пока жива память о не. Потому умение не забывать ценные поступки и призывать окружающих к такому значит, что подвиг и героизм навсегда живут в сердцах поколений.
Благодаря анализу поведения и стремлений главных героев повести читатель учится видеть, где поступок может повлечь за собой беду. А взяв в пример Петьку и его маму, а также классную руководительницу Тани Екатерину Ильиничну, можно увидеть в других и развить в себе такие важные качества, как желание помогать ближнему, чувствовать чужую боль и оказывать поддержку нуждающемуся.
Повесть построена как настоящая беседа или диалог с читателем, серьезные, жизненные вещи становятся понятны каждому на примерах главных героев произведения. Автору удалось объемно изобразить каждого персонажа, подвести читателей к глубинному анализу и ответственному принятию собственных решений.