Как и следует, все трагедии Шекспира названы по имени главного героя, в отличие от комедий, носящих название условно-юмористического характера. «Гамлет» не исключение.
В центре сюжета – студент, приехавший в Данию из Виттенберга по случаю кончины отца. Предательство матери, недавно оказавшейся вдовой, но уже успевшей выйти замуж за брата покойного мужа, усугубляет состояние Гамлета и в корне меняет его. Теперь мир для него кажется до мерзости скучным и противным. А лично увиденный им призрак отца, поведавший об истинной причине смерти, ещё больше заставляет ненавидеть Клавдия и призывает к мести.
Когда сюжет освещает судьбу выдающейся личности, его полный переворот в сознании относительно нового мироустройства, его называют магистральным. Герой и мир предстают двумя противоборствующими силами, первая из которых не готова мириться с текущими обстоятельствами, а вторая – давно закрывши глаза на происходящее, воспринимает всё как должное. Для сложившейся ситуации необходим сильный герой. Без него сюжет трагедии немыслим, а потому – и его название тоже.
Смысл трагедии «Гамлет»
У каждой эпохи есть свой взгляд на трагедию Шекспира. Однако неизменной остаётся одна истина: за любое содеянное зло следует расплата, будь то подлое убийство короля, предательство Гертруды – матери Гамлета и его друзей – Розенкранца и Гильденстерна, нечаянное убийство Полония или месть Клавдию. Другими словами, пьеса наглядно показывает, что безнравственный поступок в ответ на причинённое зло приводит к ужасающим последствиям. Таким образом, месть Гамлета, каковой бы она ни была, – косвенная либо прямая причина смерти героев трагедии.
Другое дело – проблема выбора. Добро или зло, жизнь или смерть, смирение и покорение судьбе или борьба за торжество чести и справедливости в мире? Эти темы ярчайшим образом раскрываются в знаменитом монологе Гамлета «Быть или не быть», где главный герой полон сомнений и раздумий о жизни и смерти. В заключении Гамлет утверждает, что чрезмерные размышления делают человека слабым и неуверенным в себе. Кроме того, он задумывается над тем, что ждёт людей после смерти, что если смерть не есть спасением от всех проблем.
С одной стороны, Гамлет восклицает, что человек – «венец всего живущего», смело поддерживая гуманистическую идею о том, что человеку всё подвластно. С другой – герой ощущает всю бренность человеческого существования, невольно поддаваясь байроническим веяниям, которым свойственны чрезмерная экспрессивность, мрачность, противоречивость, внутренний конфликт и мысли о загробном мире. Отсюда вытекающее потом понятие «гамлетизм» – состояние внутреннего разлада в душе, полного сомнений и терзаний. Сегодня этот термин трактуется как нерешительность, преобладание рефлексий над действиями.
Смысл финала «Гамлета»
Поскольку автор трагедии воспринимает мир как театр и, соответственно, театр как мир, то такое же видение действительности он присвоил и главному герою произведения. Глазами Гамлета мир полон жадности, корысти и предательства, в котором каждый надевает маску фальши.
Шекспировский театр – зеркало мира, отражающее его пороки и выступающее за реализм в искусстве, борющееся с напыщенными декламациями и неестественным поведением на сцене. Поэтому так остро ценит Гамлет чувственную игру приезжих актёров, пробующих себя на роль в задуманной им пьесе.
Только благодаря постановке «Убийство Гонзаго», или «Мышеловка», с точностью напоминающей сюжет трагедии, Гамлет до конца убеждается в причастности Клавдия к смерти отца. Однако разоблачение Клавдия впоследствии ведёт к череде неслучайных смертей, которые, определённо, служат наказанием для героев за содеянные поступки.
Месть – источник зла, а также и актуальная форма убийства для того времени. Выходит, чтобы победить зло, Гамлету пришлось и самому стать его носителем.
Несмотря на всю мрачность, пессимистичность и, казалось бы, обречённость, у произведения есть надежда на светлое будущее в руках норвежского короля Фортинбраса.