Иван Андреевич Бунин знаком нам по автобиографической прозе «Жизнь Арсеньева», крамольному циклу «Тёмные аллеи», тяжелому и одновременно яростному дневнику «Окаянные дни». Небольшой рассказ «Антоновские яблоки» относится к раннему периоду творчества. Символична первая публикация произведения: на стыке веков (1900 год) в журнале с емким названием «Жизнь» рассказ был явлен читателю. Давайте поэтапно разберемся, о чём произведение Антоновские яблоки Бунина.
Повествование ведётся от первого лица (что сразу подкупает), усиливая сопереживание и соучастие со стороны читателя. Автор мысленно возвращается в молодые годы, к старым помещичьим устоям, домам, к крепкой житейской мудрости родной деревни. Как бы вскользь вспоминается густой и сочный аромат антоновских яблок, урожай которых осенью в изобилии собирался крестьянами. Яблоки «эффектом домино» запускают механизм памяти – и уже перед молодым барчуком разворачиваются ярмарки, деревенские гуляния, выезды на охоту.
Во второй главе главный герой вспоминает свою тётку Анну Герасимовну, восхищаясь её поколением-долгожителями, подспудно сравнивая со своими слабыми современниками. Бунин, словно приправой, щедро насыщает «блюдо»-произведение крестьянским фольклором – приметам, присказками. Деревенские поверья и хлесткие прибаутки ещё больше сближают читателя с книгой, приобщая к общей мысли повествования. Ничто так не пробуждает наши самые потаенные уголки памяти, как запахи. Потому аромат яблок появляется во второй части вновь, оживляя россыпь ярких моментов.
Третья часть плавно и гармонично вытекает из предыдущей, неся тонкую свежесть осенней природы и золото с кислинкой антоновских яблок. Здесь читатель знакомится с другим родственником автора – Арсением Семеновичем. Собирательный образ деревенского помещика конца 19 века соединил в себе «Арсений Семеныч»: статный, жилистый, со смуглым интеллигентным лицом, любитель выездов на охоту и вечерних посиделок на усадебной веранде. Однажды, не поехав с дядюшкой охотиться, рассказчик отправляется в его библиотеку. Там он находит старые книги, близкие ему портреты классиков Жуковского, Пушкина. Одномоментно сладость былых, молодых лет выплескивается автором на страницы, и лирический, мечтательный привкус антоновских яблок передается читателю.
В финальной части рассказа мы узнаем о смерти тётки Анны Герасимовны и о трагической гибели Арсения Семеновича. Всего за несколько минувших десятилетий родная деревня главного героя полностью переродилась. Больше нет шумных застолий, смелых и бойких споров, душевных бесед. И даже добротных, крепких помещичьих усадеб – и тех не осталось! Со смертью близких рассказчику стариков ушла целая эпоха, век благополучия и духовной наполненности. Наступил век спешный, излишне суетливый: мельчает помещик, мельчает простой человек. Подытоживает автор свои воспоминания той, мыслью, что и теперь живётся неплохо, описывая радости и горести нынешней жизни. При этом уходит, что-то значимое, глубинное, забирая вместе с собой пьяняще-ностальгический запах антоновских яблок.
Смысл рассказа Антоновские яблоки
Литературные критики часто проводят параллель между бунинскими «Антоновскими яблоками» и «Вишневым садом» Чехова. В обоих произведениях отчётливо прослеживается тоска не просто по молодости главных героев, а по уходящей в небытие мощной, грандиозной эпохе.
Тема природы дополнительно подчеркивает трагизм заката дореволюционной России: ясная, урожайная, ещё тёплая осень к концу рассказа становится промозглой, холодной, слякотной зимой. Так и воспоминания главного героя из крепкой, породистой мощи былого перерождаются в скучные и унылые «мелкопомещичьи» будни.
Все творчество Ивана Андреевича пронизано болью и надрывом по той, другой России. Предчувствие катастрофы революционных событий 1917 года в сентиментальных «Антоновских яблоках» закольцовывается в гневной и противоречивой вещи – дневнике «Окаянные дни». «Антоновские яблоки» – хрупкое начало той мысли, что следующее поколение не будет помнить ушедшую Россию, не смогут оценить и понять всю ее «сложность, богатство, счастье». Рассказ о яблоках является эпитафией ко всей прозе Бунина, такой всеобъемлющей и такой близкой каждому.