Роман Александра Грина «Бегущая по волнам» представляет собой романтическую историю, в которой есть множество аллюзий и метафор, которые может увидеть лишь достаточно образованный и внимательный читатель.
Сюжет романа сложен и динамичен, поэтому разумно будет не пересказывать произведение, а обсудить основные идеи, заложенные в нем. «Бегущая по волнам» — такое имя носит некая красивая женщина Фрези Грант, чья статуя украшает центральную площадь города. Точно так же называются парусник, на котором странствует главный герой романа Гарвей, и корабль отцов-основателей города. Каждый вышеупомянутый объект окутан флером историй и легенд.
Бегущая по волнам является одним из любимых персонажей Грина. В ней воплощены различные мифические фигуры женщин, тем или иным образом, связанные с морем и мореплавателями. В мифологии большинство этих существ питают к людям далеко не дружественные чувства. Своей красотой они пытаются завлечь путешественников на дно морское. В отличие от них, Фрези Грант является покровительницей потерпевших кораблекрушение. И она не живет в морской пучине, а бегает по волнам.
По мнению некоторых исследователей творчества А. Грина, Фрези Грант представляет собой вариант феи, которая покровительствует Дези – еще одной девушке, умеющей бегать по волнам. В хождении по воде многие увидели ассоциации с Христом, хотя автор делает упор не на божественные способности героини, а на веру в собственные возможности. Кстати, многие исследователи творчества Грина находили в его произведениях отсылки к Божественному писанию, хотя сам писатель лишь использовал религиозный материал для воплощения своих идей.
В романе можно без труда обнаружить мотив самопожертвования. Он прослеживается в истории о Фрези Грант, поскольку женщина отрекается от всего земного во благо того, что известно только ей одной. Она прыгает в морскую пучину ради будущего спасения людей. Символически звучит ее фамилия Grant – дар по-английски.
На протяжении всего романа Фрези Грант незримо покровительствует Гарвею. Как незримый ангел она не только указывает ему верный путь, но и не позволяет ему впасть в отчаяние, не потерять внутренний стержень. К врагам же она беспощадна.
В романе отчетливо видно противостояние «океан-остров». Океан символизирует хаос, полный тьмы, ветра, волн. В роли его духовного оппонента выступает Фрези Грант. Без страха скользя по волнующемуся морю, она демонстрирует триумф духовности над мертвым хаосом холодного мира. Здесь же видна ассоциация с лишенной света дорогой – символом жизни отдельного человека, вести по которой его может идеальное создание, представленное образом великолепной Фрези Грант и видение сияющего острова.
Еще один символом в книге является корабль. В представлении А. Грина корабль представляет собой гармоническое сочетание двух начал: движения и неподвижности. В руках добрых людей это уютный особняк со всеми положенными ему удобствами. Оказавшись в руках дурных людей, корабль становится обычным грузовым судном. И конец его бесславен – он перевоплощается в «Летучего Голландца» — символ заброшенности и потерянности.
Желание писателя объединить два противоречащих друг другу начала: динамику и гармонию, является лейтмотивом большинства произведений Грина. Этим он отличается от многих современников, для которых движение являлось антонимом дому.
Само название «Бегущая по волнам» вызывает творческий подъем у людей особого склада, которым присущи мечтательность, способность видеть невидимое, стремление к идеалу и восприятие окружающего мира, не как скучной реальности, а как поле для реализации собственных фантазий.
Еще в самом начале романа Гарвей слышит слова «Бегущая по волнам». Они становятся для него сигналом к путешествию навстречу Мечте. А в финале те же самые слова, произнесенные разными людьми, указывают на принадлежность их к одной духовной общности.
Сам Гриневский был вялый болезненный человек, болезнь — то, что он писал — а давай вообразим алые паруса, бегущую по волнам, это рассчитано на слабых внушаемых людей.
Там нет смысла — сам писатель — это больной человек — написал иллюзию — неправильное переживание. Цель жизни — освобождение тела от напряжённого состояния, волнения, полноты и старения тела. Многократно предлагал тв шоу сделать передачу на тему — тело человека может жить без полноты и старения, напряжения и волнения, предлагал вживую показать как это делается и как я сам выгляжу. Феномен освобождения тела от полноты и старения, напряжения и волнения описан в Книге Тайны Золотого Цветка, в Учениях тибетской йоги, они есть в интернете.
Я в детстве да и сейчас всегда чувствовала в себе способность к левитации, т.е. я могла входить в такое состояние при котором могла не касаться пола. Это же и сниться вполне регулярно. Я думаю у Александра были схожие состояния о которых он вот так написал, как и в «золотой цепи». я лично всегда так понимала, что способности такого плана все равно придется скрывать…
ну вот в этом и смысл
Ходили слухи , что все рукописи будущих романов были то ли украдены Грином у какого-то неизвестного морского волка с литературным даром , то ли безвозмездно переданы им Грину.
Вообще-же: неужели сегодня это кто-то читает?
Кто-то, определенно, читает. И будет читать.
Но смысла именно Бегущей я не улавливаю.
Ни о каком спасении человечества речи не идет.
Она просто спрыгивает на волну и бежит. Абсолютно бессмысленный жест. Бросает отца, передает привет жениху (очевидно, не так уж и хотелось замуж) — и бежит к острову, на котором (замечу) ни одного деревца.
Но красиво. Бессмысленно, но очень красиво всё это.
Грин великий писатель