Название любого литературного произведения призвано привлечь внимание читателя и в сжатой форме донести до него главную авторскую мысль. Трагедия на тему Смутного времени создана Пушкиным в 1825 году на основании трудов Н. М. Карамзина. Историческую канву пьесы составляет нашествие польских завоевателей на Московское царство в начале XVII века, падение законно избранного царя и узурпация власти Лжедмитрием I.
Почему же автор уже в названии делает акцент именно на фигуре царя Бориса? Ответ здесь кроется в глубоком психологизме произведения, в том главном вопросе, которым задается Пушкин – оправдывает ли цель, пусть даже самая высокая, любые средства для своего достижения? В этом контексте именно царь Борис оказывается центральной фигурой трагедии.
Смысл произведения Борис Годунов
Как и всякое значительное литературное явление, пьеса Пушкина имеет несколько смыслов и скрытых подтекстов. Действие пьесы охватывает самые яркие эпизоды царствования Бориса – от его восхождения на престол в 1598 году до внезапной смерти в 1605 году, незадолго до того, как войско польское, возглавляемое Самозванцем, победоносно входит в Москву.
Начало действия точно датируется автором — 20 февраля 1598. Бояре Шуйский и Воротынский тайно и предельно откровенно беседуют о том, что Борис, лицемерно отказывающийся от престола, вот-вот станет царем. Эти двое прекрасно знают будущего правителя — ловкого и хитроумного царедворца Ивана Грозного, сумевшего полностью подчинить себе его сына — простодушного царя Федора. Знают бояре и о черном пятне на совести Годунова – о его вине в гибели законного наследника престола, малолетнего царевича Димитрия. Однако оба политикана отлично понимают, что Борис будет избран царем несмотря ни на что, а им до поры до времени придется затаиться и соблюдать осторожность.
Проходит пять лет. В келье Чудового монастыря молодой чернец Григорий Отрепьев слушает рассказ старого-монаха-летописца Пимена о злодействе, совершенном в Угличе 12 лет назад и негласном участии в этом царя Бориса. Григорий замышляет невероятное – он решает назваться именем убитого отрока и занять царский трон. Инок бежит из монастыря к литовской границе, надеясь найти поддержку своих честолюбивых замыслов в польском королевстве.
Далее действие переносится в царские палаты, где царь Борис произносит монолог, который является ключевым для понимания скрытого смысла всей пушкинской трагедии. Здесь слышится отчаяние царя как перед обвинениями, которые ползут на него изо всех щелей, так и перед укорами собственной совести. А ведь Борис пытается быть великодушным и справедливым государем – проводить реформы, помогать терпящему бедствия населению. Он – любящий муж и отец, но все заслуги меркнут перед страшным злодеянием, которое ему приписывают. Надо отметить, что в этом монологе Борис не признается прямо в убийстве царевича, да и подтверждения его вины в этом злодеянии не найдено до сих пор. Но великого Пушкина волнуют не только исторические факты, но и глубины внутреннего мира его героев. Царю никуда не деться от запятнанной совести и никакими «добрыми» делами не задобрить ее укоры.
А действие развивается, и вот уже Самозванец, добравшись до Кракова, находит поддержку у высокородной польской шляхты, а заодно – у своих соотечественников, обиженных на Московского царя. В его войско охотно вербуются люди различного состояния и происхождения. Дочь польского воеводы Мнишка – Марина — обращает на него свой взгляд, однако ее благосклонность не имеет ничего общего с любовью или увлеченностью. Гордячкой руководит единственное, но страстное желание – стать московской царицей, и Самозванец, скрепя сердце, вынужден принять ее вызов.
Разношерстное войско Самозванца движется к Москве, сея панику в Кремле и вызывая все более явное одобрение в народе. Перед читателем мелькает калейдоскоп лиц: встревоженный, но сохраняющий царское достоинство Борис, лживые бояре-изменники, мудрый Патриарх, испуганные жена и дети Бориса, дни которых сочтены, трогательный юродивый Николка, смело бросающий в лицо царю беспощадные слова.
В трагедии есть еще одно немаловажное действующее лицо – народ. Живой и изменчивый, этот народ то в едином порыве бежит к монастырю умолять Бориса взойти на царство, то через считанные годы начинает его ненавидеть, то радостно приветствует Самозванца и кровожадно требует гибели Борисовых детей, то, узнав об их гибели, безмолвствует в оцепенении и ужасе.
Так пушкинская трагедия отражает проблемы, актуальные во все времена – какую цену стоит платить за достижение своих целей, и стоит ли власть того, чтобы ставить несмываемое пятно на собственной совести.
Смысл финала
В лаконичном и неожиданном финале пьесы скрыт глубочайший подтекст. Действие, только что наполненное страстями и борьбой, словно обрывается в тишину и безмолвие. На смену царству ненавистного Бориса пришла новая власть, но круговорот предательств и убийств продолжается, и народ в мрачном молчании вдруг осознает преступность этой власти и свое грядущее противостояние с ней.