По мнению некоторых исследователей, рассказ «Студент» написан Антоном Павловичем Чеховым в 1894 г. – в тот же год, когда вышел в печать. В это время писатель находился в Ялте и создавал книгу путевых заметок «Остров Сахалин». В весточке своему другу и издателю Алексею Суворину Чехов сообщал, что в Ялте работал над прозой. Впервые рассказ появился в журнале «Русские ведомости», а после вошел чеховский сборник «Повести и рассказы».
Исследователи творческого наследия и биографии автора отмечают, что в основу рассказа, скорее всего, вошли детские впечатления писателя, поскольку тот проводил много времени в отцовской лавке и пел в хоре в церкви. Ранее детство писателя протекало в бесконечных церковных праздниках и торжествах.
В «Студенте» поднимается тема смысла человеческой жизни и связи времён. Сюжет рассказа линейный, в его центре находится диалог вдов Василисы и Лукерьи со студентом духовной академии, сыном дьячка. Начинается произведение с пейзажной зарисовки: главный герой появляется в окружении криков дроздов, жалобного гудения с болот. Наступают сумерки, начинает дуть ветер с востока, и зима словно возвращается обратно. Из первых абзацев рассказа мы узнаём, что через два дня пасха, а сейчас самый темный день в церковном календаре – страстная пятница.
Главному герою Ивану Великопольскому показалось, что «холод нарушил во всём порядок и согласие» — даже темнота спустилась раньше обычного. Холод в данном контексте обозначает смерть (гибель Христа), а темнота – скорбь мира. «Особенная мрачность», которую наблюдает сын дьячка, напоминает на мглу, которая спустилась после смерти Иисуса. Фамилия героя Великопольский наводит на мысль о его духовном подвижничестве в будущем.
Иван среди темноты вспоминает о своих родителях: мать, босая, чистила самовар, а отец кашлял на печи, по случаю страстной пятницы ничего не готовили. Видно, что семья дьячка небогатая, что наводит на мрачные мысли: возможно, у отца чахотка. Герой думает о том, что во все века: и во времена Рюрика, и Ивана Грозного, и Петра дул такой же лютый ветер, был голод, страшная бедность и соломенные крыши были такими же дырявыми. Из-за этих мрачных раздумий герою не хотелось идти домой.
Темноту рассеивал только один огонёк на вдовьих огородах – их хозяйками были мать и дочь вдовы Василиса и Лукерья. Иван решает погреться у огня и побеседовать с женщинами. Герой пересказывает историю предательства Петра, пытаясь проникнуть в его сердце. Иван, как и Петр, мёрз на холодном ветру и решил погреться у костра. Его душа была наполнено тревогой за родного человека, и тут его узнали и попытались задержать. Страх не позволил ему выдать себя, и он три раза отрекается от Христа. Кричит петух, и Пётр понимает, что он совершил.
Описав душевное состояние Петра, Иван увидел слёзы на глазах Василисы, и смущенное красное лицо Лукерьи. Студенту приходит осознание, что раз Василиса заплакала, то история Петра имеет к ней отношение, а, следовательно, прошлое не ушло насовсем, а существует рядом с нами и возвращается, чтобы помочь людям избежать трудностей и ошибок. Написанная в Евангелиях священная история не исчезла, а постоянно повторяется в каждой человеческой жизни.Герой чувствует духовный подъем, понимая, что теперь сможет открыть эту истину всем людям. Его душа наполняется радостью – он нашёл смысл жизни.
«Студент» А. П. Чехова не просто рассказ, а скорее притча, смысл которой в том, что всё произошедшее не исчезло, а связано с нашими душами крепкими нитями, по которым мы можем прийти к правде и духовной жизни. Видя ошибки других в прошлом, люди способны исправить их, переживая скорбь, мы перестанем наносить боль другим людям.