Михаил Салтыков-Щедрин является признанным мастером острой и жесткой, но в то же время смешной и забавной сатиры. Его произведения не могут не вызвать яркие эмоции: они заставляют где-то улыбнуться и посмеяться, а где-то задуматься, а порой и даже обидеться. В любом случае, так или иначе, в своих литературных произведениях этот писатель с гениальной точностью описывает пороки людей и человеческого общества и доносит их до восприятия даже самого упрямого, невосприимчивого читателя.
История появления романа на свет
История романа Салтыкова-Щедрина, относящегося к остросоциальной литературе и затрагивающего проблемы дворянства того времени, начинается в 1875 году с написания очерка «Семейный суд», вошедшего потом в роман в качестве его первой главы. Следующие очерки, которые в дальнейшем были объединены в один роман, были напечатаны уже в том же году, и в 1876 году Салтыков-Щедрин решил объединить их в один роман. Доработка романа затянулась, были дописаны еще два очерка. Отдельным изданием роман «Господа Головлевы», включающий в себя восемь очерков, вышел в 1880 году.
Данное произведение Салтыкова-Щедрина автобиографично. В чертах главных героев прослеживаются черты родственников писателя. Так, мать семейства, Арина Головлева, своими властностью и склонностью к накопительству напоминает мать самого писателя, а двое ее детей были списаны с братьев самого Салтыкова-Щедрина.
Содержание и смысл романа
В очерках, ставших главами романа «Господа Головлевы», Салтыков-Щедрин исследует проблемы вырождения дворянства. Его герои страдают не от внешних проблем: напротив, все проблемы семейства идут изнутри. Герои Салтыкова-Щедрина, хоть и имеют свои реальные прототипы, карикатурны, их отрицательные качества возведены в абсолют. В основе всех неприятностей семейства лежит алчность помещицы Арины Головлевой, которая обладает редким талантом преумножать богатства рода, но вместе с тем не желает ими делиться. Она не любит своих детей, считает их обузой и не готова отдать им в наследство честно нажитые ей земли. Ее дети же не умеют любить, помогать друг другу, беречь свое имущество и, получая от матери хоть что-то, сразу теряют полученное.
Каждая глава романа заканчивается смертью одно из членов семьи. Это интересное сюжетно-композиционное решение позволяет читать роман как сборник рассказов, и в то же время объединяет его главы воедино, соединяя их в единую череду событий, приведших к вымиранию всего помещичьего рода из-за неправильного воспитания, отсутствия крепких семейных уз, потребительского и грубого отношения друг к другу. Наследники Арины Головлевой не могут ужиться вместе, они грызутся за наследство и в то же время не питают родственных чувств к матери, которую они стараются отогнать от себя, прогнать подальше, так что в итоге ей приходится уехать в самую бедную деревню доживать свой век.
Проблема гибели дворянства на тот момент была популярна в русской литературе, но именно Салтыков-Щедрин затронул ее безжалостно и остро, показывая читателям не внешние причины происходящего, а те внутренние проблемы, которые существуют в помещичьих семьях. Члены семейства Головлевых деградируют. Пороки родителей в детях стократно усиливаются, проявляются острее и живее, и, кроме того, к наследственным склонностям примешиваются еще праздный образ жизни, нежелание что-либо делать и к чему-либо стремиться, лень, пьянство, ограниченность ума и кругозора. Герои этого романа замкнуты на себе, они не считают нужным общаться с окружающими их людьми, и от этого также страдают. Они сами разрывают семейные узы, живут в отсутствии любви и целей и не хотят ничего менять.