Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано Владимиром Маяковским в 1918 году. В начале года в письме своей подруге и возлюбленной Лиле Брик поэт делился идеей, что хочет создать произведение о лошадях. Однако существует версия, что в основу стихотворения лёг реальный случай падения животного на Кузнецком мосту, которому Маяковский стал свидетелем.
Поэт-футурист ломает границы жанра лирического стихотворения и создаёт подробное описание случая из жизни. Темой произведения является жестокость и душевная черствость людей. Стихотворение написано характерной для Маяковского «лесенкой». Решения в рифме (например, «лишь один я» – «лошадиные», «в вой ему» — «по-своему», «плоше» – «лошадь») придаёт произведению ауру необычности и новизны.
Сходство произведения с драматургий и прозой состоит в четкой композиционной структуре. В завязке стихотворения лошадь падает на круп на скользком мосту. Шаг лошади Маяковский выражает с помощью аллитерации: «Гриб. Грабь. Гроб. Груб». Слова «грабь, гроб» ассоциируются с последствиями революции, которые во всей полноте испытала Россия в 1918 году. Нестройные шаги лошади могут обозначать по замыслу автора движение самой революции.
Падение животного привлекает толпу зевак, которые начинают смеяться над животным. Толпа – традиционно негативный образ – в данном контексте она обозначает темноту, которая поднялась на поверхность после того, как революция всколыхнула воду. Действие стихотворения происходит на мосту – это пространство является образом перехода. Звуковая картина стихотворения тоже меняется: вместо грубого «р» появляется дребезжащий «з», чтобы обозначить всеобщий неприятный смех. Маяковский использует синекдоху «смеялся Кузнецкий», чтобы с одной стороны изобразить единомыслие толпы, а с другой – показать важность образа моста, оживив его. От людей зависит, сумеет ли лошадь подняться и оправиться от сложного периода.
Автор обращает внимание на мост еще и потому, что в названии «Кузнецкий» улавливается интересный смысловой оттенок: после революции началась перестройка страны и, в идеале, строительство нового мира. Революционеры, как кузнецы, перековывали реальность, чтобы сделать её более справедливой и честной. Но Маяковский наводит читателя на мысль, что перековать реальность невозможно без внутреннего изменения каждого по отдельности человека. Кульминацией стихотворения является не только эпизод плача лошади, но и то, что лирический герой первым приободряет животное. Он почувствовал общую «звериную тоску» и откликнулся на нее добрым словом. Автор просит людей не смеяться, поскольку каждый из нас по-своему лошадь. И это, действительно, так, поскольку каждый человек является частью революционного движения и общего дела.
Поддержка, доброе слово дало лошади новые силы, она без труда переходит мост и отправляется прямо в стойло. Маяковский сравнивает её с «рыжим ребенком». Само бедное животное чувствует себя жеребенком – новым рождением, готовым изменить весь земной шар. Последние слова стихотворения проявляют мысли лошади о том, что «стоило жизнь и работать стоило».
Таким образом, описав в стихотворении реальный случай падения лошади на Кузнецком мосту, Маяковский без лишних выводов и навязчивых рассуждений расширяет образ животного до масштаба страны и революции и говорит с каждым человеком о том, что истинная перестройка жизни начинается внутри нас. Только изменив своё отношение к окружающему и став более человечным и справедливым, мы можем начать ковать новую реальность. Лирический герой предстаёт в стихотворении как пророк, созидатель и творец нового мира, способный исцелить и поддержать словом.