Этот пухлый том можно увидеть где угодно — в магазине, где продаются книги для интеллектуалов, и в разделе товаров для детей, на книжных развалах и в церковной лавке. «Хроники Нарнии», семитомный сказочный цикл английского писателя, радиоведущего и богослова Клайва Льюиса — одна из самых популярных во всем мире книг, написанных в 20 веке. В чем заключается смысл этих историй, почему их с удовольствием читают дети и взрослые?
Самый простой ответ на этот вопрос звучит так: «Хроники» — изложенный доступным юному читателю языком пересказ библейских сказаний, начиная с сотворения мира и заканчивая Страшным Судом и рождением новой Нарнии. Действительно, человек, знакомый с Библией хотя бы по пересказам, легко догадается, что создавший Нарнию лев Аслан — «двойник» Иисуса Христа, что переведенная на русский язык еще в советское время книга об английских ребятах, попавших в Нарнию через двери гардероба, рассказывает о том, как Христос отдал себя в руки палачей ради искупления человеческого рода.
И так далее и так далее, нравится это читателям или нет. При этом Льюис — один из редких писателей-беллетристов, умеющих излагать религиозные темы художественным языком со вкусом и чувством меры, что признают все честные и объективные люди — и верующие, и атеисты.
Во-вторых, «Хроники Нарнии» — это качественный приключенческий сериал, включающий все, что нравилось и нравится детям и семьдесят лет назад, когда эти книги были только что написаны, и в наши дни. Здесь есть дружба и предательство, грандиозные сражения и путешествия в неведомые земли, рыцари, колдуньи, гномы, разумные говорящие звери, кентавры и дриады. При этом все волшебные существа, и добрые и злые, наделены яркими запоминающимися характерами, а попадающие в мир Нарнии английские дети говорят и поступают точь-в-точь как реальные мальчишки и девочки, а не как примерные детки из религиозных брошюр, скучных, как школьные прописи.
Более того, юные герои Льюиса то и дело совершают ошибки, которые в лучшем случае грозят поссорить их с друзьями, в худшем ставят Нарнию и ее обитателей на грань гибели. Многие из этих искушений, вроде неодолимой любви к сладкому, желания посплетничать за спиной насчет поведения лучшей подруги или стремление казаться взрослым любой ценой, превосходно знакомы и современным юным читателям «Нарнии». Так что эти книги будут оставаться актуальными еще много лет.
Кстати, многие родители, учителя, литературные критики, библиотекари и просто знатоки назидательной литературы считают, что «Хроники» хороши тем, что учат детей добру, вознаграждая за отважные и самоотверженные поступки и высмеивая лень, снобизм и трусость. В известной мере так оно и есть, при этом Льюис умеет показать эти азбучные истины умно и ненавязчиво, не вызывая раздражения даже в самых недоверчивых юных читателях. Говоря простым языком, из его книг понятно, что защищать добро, помогать слабым, не бояться испытаний и держаться данного слова, даже если тебе этого сейчас этого очень не хочется — просто здорово. Добро в его изображении становится по-настоящему привлекательным, а главное — интересным.
И наконец, книги Льюиса — настоящая энциклопедия самых разных знаний, от мифологии древних народов до подробностей будничной жизни детей и взрослых в Англии 1900-1940 годов. Из похождений юных героев мы попутно узнаем, какие игры предпочитали юные лондонцы много лет назад, какую одежду они носили дома и в школе, какие книжки читали и какие наставления выслушивали. Многие из этих деталей знакомы искушенному читателю из других книг и фильмов и порождают радость узнавания.
К примеру, о нравах в школах-интернатах писали Диккенс и Киплинг, о том, с какими испытаниями встретились англичане во время Второй мировой войны, рассказывают десятки известных и в нашей стране документальных и художественных фильмов вроде «Дом в 1940 году» или «Английская ферма в годы войны». А книги, которые читали герои сказок Льюиса, остаются мегапопулярными и в наши дни. Кто не знаком с сюжетами «Тысячи и одной ночи» или с рассказами о Шерлоке Холмсе! Так что одна из возможностей, которые создают «Хроники» — позволить нам побывать в недалеком прошлом без помощи машины времени.