Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» создана по мотивам памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Работа над оперой началась в 1969 году, однако закончить ее композитор так и не успел. После его смерти в 1887 году оперу заканчивали по его наброскам его друзья из организации «Могучая кучка» Римский-Корсаков и Глазунов. Бородин, как и в дальнейшем его друзья, подошел к опере и ее созданию со всей серьезностью: он изучал данные, относившиеся к эпохе, в которую происходило действие произведения, читал литературные источники и посещал исторические достопримечательности.
При этом стоит отметить, что стилистически опера является продолжением традиций опер Глинки и имеет ту же монументальность сцен, массовость народного гласа и сильные хоровые партии, и также обращается к русской истории для отражения мотивов, событий и устремлений, характерных для общества в то время, когда эти оперы были написаны.
Опера имеет четыре действия и пролог.
Сюжет «Князя Игоря»
Опера начинается с отправления Князя Игоря на войну с половцами. Его жена, Ярославна, и народ Путивля, в котором сидит Князь Игорь, после солнечного затмения, которое считается дурным знаком, уговаривают князя отложить поход, но тот не соглашается и уезжает, оставив вместо себя брата жены править городом.
Когда князь Игорь уезжает, власть в городе временно остается у князя Владимира, брата Ярославны, который начинает творить в Путивле бесчинства. Ярославна старается вразумить его, но не слишком успешно. Князь Игорь же вместе с сыном попадают в половецкий плен.
Половецкое войско идет на Путивль, и Ярославна получает вести о поражении мужа и о том, что он в плену. Княгиня боится, и бояре успокаиваю ее тем, что город выстоит. В это время в половецком стане Князь Игорь получает предложение от крещеного половчанина о побеге, но сразу не соглашается, говоря, что не может нарушить обещание, данное хану Колчаку. Хан же предлагает отпустить Игоря и признает в нем достойного противника, в обмен на обещание не мешать половцам завоевывать Русь. Князь же отказывается и признается, что, если обретет свободу, снова соберет войско против захватчиков. В конечном итоге Колчак покидает князя.
В то же время в половецком стане дочь Колчака влюбляется в сына Игоря, и тот отвечает ей взаимностью. Проблема лишь в том, что юноша находится в плену, и его отец, узнав об этих чувствах, обвиняет сына в предательстве. Встречи юных влюбленных проходят в тайне от родителей обоих.
Князь Игорь под уговорами половчанина все же решается бежать, но его сын не может выбрать, хочет ли он остаться с возлюбленной или вернуться домой. В итоге он выбирает побег, и Колчаковна поднимает тревогу. За ними начинается погоня.
Девушка просит отца пожалеть Владимира, сына Игоря, и хан Колчак дает уйти Игорю, а Владимира ловит, но не убивает. Он объявляет княжеского сына своим зятем и собирается в поход на русские земли.
Игорь возвращается в Путивль к Ярославне. Опера заканчивается приветствием и прославлением князя Игоря народом.
Смысл оперы
«Князь Игорь» стремится продемонстрировать сплоченность и силу русского народа, его способности к отстаиванию своих территорий и патриотизм. Написанная в преддверии Первой Мировой войны и революции опера, в которой автор блестяще отразил и смутные настроения общества того времени, и готовность объединиться ради общей цели, послужила отражением происходящего в стране в конце девятнадцатого века. В то же время «Князь Игорь» с его основанным на древнерусской литературе сюжетом можно считать определенной данью истинно русским традициям и искусству, обращением к национальному духовному началу.