Поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах» считается его первым крупным произведением. Автор трудился над ним в течение более чем года – с начала 1914 по июль 2015 года. Первоначально труд носил название «Тринадцатый апостол». Даже царская цензура не пропустила подобную дерзость. Что уж говорить о цензорах, следивших за литературой после октябрьского переворота – скорее всего произведение под таким названием считалось бы запрещенным, хотя особой крамолы в нем по сегодняшним понятиям и нет.
«Облако в штанах» — название, пожалуй, даже более шокирующее, хотя и без религиозного подтекста. Поэма многослойна – в каких-то ее частях автобиографична, в других – отражает мысли стороннего наблюдателя. Жанр «Облака в штанах» некоторые литературоведы определяют, как революционную лирику. Структурно поэма состоит из четырех частей.
Название можно трактовать следующим образом: Облако – это мужчина, который может быть разным — то грубым, то нежным, то чутким, то суровым. То есть его внутренняя сущность подобна облаку, которое не может быть застывшим образом в силу своей эфемерности и размытости. А штаны символизируют грубую прозу жизни.
Без знания сюжета понять смысл любого литературного произведения невозможно. Поэтому краткий анализ содержания поэмы необходим, хотя это совсем не то же самое, что разбирать прозу.
Поэма начинается с рассказа автора о мучительном ожидании возлюбленной по имени Мария. Эмоции бьют через край, кажется, что время остановилось – автор на грани истерики. Наконец, возлюбленная появляется и преподносит автору сюрприз – сообщает о скором замужестве. Какой удар! Внешне автор воспринимает новость спокойно, но душа его рвется на части.
Подобные ситуации – не редкость – в жизни все бывает. После подобного разочарования мужчины могут повести себя по-разному: найти новую любовь, уйти в творчество, пуститься во все тяжкие, наконец. Но автор «Облака в штанах» выбирает другой путь – повернувшись к любви спиной, он обращает свое лицо к политике.
Этот переход поначалу выглядит потугами дилетанта: автор издевается над историческими личностями, поносит государственный строй, обличает так называемый народ – серую тупую массу, способную только есть и размножаться. Его можно понять. Такие примитивные эмоции отражают чувства мужчины, отвергнутого женщиной. Сексуальный подтекст в политической риторике очевиден.
Следующий шаг лирического героя – разочарование в Боге. Всевышний виноват в том, что не может помочь герою преодолеть разочарование, одиночество и отчаяние. Недаром нигилистский лозунг «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!», помещенный в предисловие, является путеводной нитью всей поэмы, ее парадигмой.
Атеистические настроения героя выражаются через призму его отношения к возлюбленной. Автор сравнивает земную женщину Марию с Марией Магдалиной и Девой Марией, то есть с образами, олицетворяющими божественную возвышенную любовь. Меркантильность возлюбленной, которую герой не желает принимать, приводит его к сравнению женщины с Иудой. Раздираемое страстями сознание героя не находит другого выхода, как окунуться с головой в революцию. Причем революция в понимании Маяковского того периода – это нечто абстрактное – ниспровержение и перестройка всего мироустройства, а не только существующего строя.
Сколько лет было Маяковскому, когда он начал писать «Облако в штанах»? Двадцать один. Задумайтесь над этим. Может ли человек в таком возрасте быть мудрым, милосердным, способным прощать? Вряд ли. Поэтому «Облако в штанах» насквозь пронизано юношеским нигилизмом. Если нужно счастье – то прямо сейчас. Если не нравится существующий строй – то никакого эволюционного пути: отвергнуть старые устои, под корень уничтожить буржуазию и бюрократию. Классическая поэзия себя изжила – долой ее! Религия – опиум народа (по Марксу): в светлом будущем ей не место. Смысл поэмы «Облако в штанах» заключается в том, чтобы через призму переживаний главного героя, донести призыв к революции до масс. Вполне возможно, что в свои 37, когда Маяковский принял последнее роковое решение, он понял, что беспощадное разрушение всего старого и убогого совсем не обязательно приведет к созданию дивного нового мира, а если и приведет, то в кавычках, как у Олдоса Хаксли.
Как же автору текста плевать, трудился год с 1914 по 2015 и это третья строчка текста…………………………………..
Нифига себе, сто лет над ним трудился?
Офигеть.. У него год как у нас век, вот это конечно сильно